Наталья Монич
Сопровождение одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кто самые большие выдумщики? Конечно, дети. А кто может перевернуть мир с ног на голову? Тоже они.
Позвольте, я напомню лишь о некоторых из них:
Роберт Пэтч привык добиваться желаемого с самого раннего возраста. Захотелось шестилетнему ребенку игрушечный грузовик. И знаете, что он сделал? Нет, не пошел к родителям с «ну купи». Он нарисовал его конструкцию, а отец — собрал такую машинку из коробки для обуви, гвоздей и крышек.
Публикация «Сопровождение одаренных детей» размещена в разделах
Знаете, какая первая книга была напечатана шрифтом Брайля? «История Франции». А знаете, кто этот шрифт придумал? Маленький француз Луи Брайль, который лишился зрения в трехлетнем возрасте, поранившись сапожным шилом. Мальчика категорически не устраивал шрифт Валентина Гаюи, который существовал до того, и вместо того, чтобы ныть, он просто придумал свой собственный новый шрифт, который был легче, проще, удобнее.
Юный шахматный гений Самуэль Решевский родился в 1911 году в Российской империи. В четыре года научился играть в шахматы и вскоре демонстрировал результаты, которыми мог бы гордиться и взрослый мастер.
Мировые тенденции таковы, что на сегодняшний день одаренные дети рассматриваются в качестве стратегического ресурса развития общества.
В современном мире практически в каждой развитой стране работа с детьми, имеющими способности, выделяется как одна из приоритетных задач. Эти же задачи решает ФГОС ДО.
В нашем детском саду мы тоже поддерживаем талантливых детей, и детей у которых имеются предпосылки одаренности.
Хотелось бы отметить, что наряду с поиском наиболее эффективной системы образовательной работы в данной области мы рассматриваем и проблемы одаренности с разных сторон.
Зачастую выводы, к которым приходят исследователи одной и той же проблемы в рамках этой области, могут быть диаметрально противоположными:
- Одни считают, что одаренные дети не адаптивны, другие говорят об их высокой адаптивности.
- Некоторые считают, что одаренный ребенок проявит себя уже в самом раннем возрасте, другие склоняются к тому, что в дошкольном возрасте невозможно выявить одаренного ребенка.
- Одни считают одаренность врожденным феноменом, другие говорят о том, что она успешно развивается при соответствующих условиях.
Но объединяют большинство исследователей одаренности :
- Неравномерность становления и сложность динамики сенситивных периодов ее развития (Н. С. Лейтес, Л. А Вегнер, В. С. Юркевич и др.)
- Выделение одних компонентов одаренности : личностных, интеллектуальных и творческих (В. Н. Дружинин, В. А. Крутецкий, В. Н. Мясищев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Шадриков и др.).
Итак, какая же практическая работа проводится в нашем детском саду в данном направлении:
1. В целях предупреждения негативных последствий феномена «одарённость», дезадаптации одарённых детей в обществе мы разработали дополнительную общеобразовательную, общеразвивающую программу «Одаренный ребенок», которая структурирует работу в данном направлении на данном этапе. В ней мы постарались заключить в систему последовательность социально-педагогических действий.
Конечно, мы планируем ее дорабатывать, в зависимости от полученных в конце учебного года результатов.
2. Выявление детей, имеющих предпосылки одаренности.
Признаки одаренности охватывают два аспекта: инструментальный и мотивационный.
2.1. Мотивационный аспект – это отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Выготский Л. С. полагал, что признаки одаренности могут быть выявлены в реальной деятельности ребенка на уровне наблюдения за характером его действий.
Мотивационный аспект мы выявляем путем анкетирования педагогов, непосредственно работающих с детьми и родителей (законных представителей).
При анкетировании, мы обращали внимание на следующие признаки одаренного ребенка :
- повышенную чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, либо определенным формам, собственной активности (познавательной, сопровождающиеся, как правило, чувством удовольствия.
- повышенную познавательную потребность: ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- высокую требовательность к результатам собственного труда, настойчивость к достижению целей.
2.2. Инструментальный аспект характеризует способы действия ребенка.
Для выявления интеллектуальных способностей детям была предложена для выполнения методика (МЭДИС, которая позволила нам увидеть уровень осведомленности и словарного запаса, понимание количественных и качественных отношений, уровень логического мышления и математических способностей.
Для исследования умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также для диагностики уровня сообразительности была использована адаптированная методика А. Н. Бернштейна «Последовательность событий».