Марина Корнилова
Солёное тесто как альтернатива пластилину на занятиях с детьми
▼ Скачать
Работая воспитателем в Доме ребёнка, я пришла к твёрдому убеждению, что на занятиях дети помимо знаний и умений должны получать массу положительных эмоций. В этом мне помогают занятия с солёным тестом.
Содержание работы:
1. Влияние лепки на развитие мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения у детей.
2. Достоинства солёного теста.
3. Ароматерапия на занятиях с солёным тестом.
4. Особенности занятий с солёным тестом.
5. Использование изделий из солёного теста в настольном кукольном театре и в сюжетно- ролевых играх.
6. Вывод.
Публикация «Солёное тесто как альтернатива пластилину на занятиях с детьми» размещена в разделах
1. В настоящее время доказано, что мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка:речь, внимание,мышление, координацию в пространстве,наблюдательность, память, концентрацию и воображение.
Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Из опыта своей работы я также сделала вывод,что среди детей с приблизительно одинаковыми показателями нервно- психического развития обычно раньше начинают говорить те у кого лучше развита мелкая моторика (те дети, кто чаще и с большим удовольствием занимаются с сенсорным ковриком:застёгивают, растёгивают замок, шнуруют, лепят и т. д.)
Существует множество занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук. В комплексе этих занятий, занятия лепкой для детей старше двух лет занимают своё достойное место. Во время лепки развивается не только мелкая моторика,также формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса, цвета.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи., так как в процессе создания различных изделий, обыгрывания сюжетов ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей способствует расширению пассивного и активного словаря детей.
Как отмечают психологи, и я с ними полностью согласна, лепка благотворно влияет на снятие психо- эмоционального напряжения у детей.
Занимаясь лепкой ребенок вкладывает волевые усилия,испытывает мышечное и психологическое напряжение, а затем когда достигнут результат,успокаивается. Особенно полезна лепка для детей, которые не могут выразить свои чувства словесно. ,что делает её особенно актуальной в условиях Дома ребенка, так как у большинства наших детей развитие речи запаздывает.
2. Достоинства солёного теста.
-1. В состав солёного теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода, растительное масло. Поэтому солёное тесто -это экологически безвредный и неаллергенный материал. Так как дети этого возраста любят всё пробовать на зубок, то в отличие от пластилина, даже если ребёнок потянет солёное тесто в рот это абсолютно безопастно.
-2. Солёное тесто легко можно замесить в любое время в течение 2-3 минут и хранить на дверце холодильника до 15 дней.
-3. При соблюденни технологии изготовления, тесто не липнет к рукам, легко отмывается, не оставляет следов.
-4. Занятия лепкой из разного материала, как уже было сказано ранее,хорошо влияют на снятие психо-эмоционального напряжения. При занятиях с соленым тестом этот эффект усиливается, потомучто данный материал на 30% состоит из соли. Соль обладает успокаивающим действием, снимает усталость, повышает настроение.
-5. Солёное тесто является очень пластичным, приятным на ощупь материалом и
как всё живое оно обладает своей целительной аурой.
Как же приготовить солёное тесто?
Существуют разные рецепты изготовления солёного теста, я использую следующий:2 части муки, 1 часть соли, часть воды, немного растительного масла.
Солёное тесто с помощью пищевых красителей, которые добавляются в воду при замешивании легко окрашивается в различные цвета. Таким образом мы можем получить цветное тесто!
Отличительной особенностью при работе с солёным тестом является то, что на данных занятиях можно совмещать лепку с рисованием. Вылепленные из неокрашенного солёного теста изделия (палочки, колечки, пирожки, солнышко, цветочки и т. д.) легко окрашиваются гуашью или медовой акварелью. Для того чтобы получить больший эмоциональный отклик изделия можно раскрасить сразу после вылепливания (т. е. сырые)
3. Ароматерапия на занятиях с солёным тестом.
При проведении занятий с соленым тестом,я достаточно часто использую ароматические масла,т. е. включаю элементы ароматерапии. Сделать это очень просто, добавив 2-3 капли ароматического масла при замешиваниии теста или в уже готовое тесто. Нужно помнить, что существуют некоторые противопоказания при ароматерапии: возраст детей до 1-го года, заболевания астмой.
В своей работе я использую ароматерапию в двух направлениях:
-ароматерапия при простудных заболеваниях (масло эвкалипта, масло чайного дерева, масло пихты).
- ароматерапия для снятия нервного напряжения (масло кедра,масло лаванды, масло пихты).Данные масла обладают легким седативным (успокаивающим) действием.
4. Особенности занятий с солёным тестом.
На занятиях с солёным тестом ребёнок, также как на занятиях с пластилином, поэтапно учитывая возрастные особенности и уровень нервно-психического развития,учится раскатывать палочки, лепить колечки,пирамидки, яблочки, грибочки и т. д. Но при работе с солёным тестом у педагога появляется больше возможностей развивать мелкую моторику, активизировать познавательную деятельность, речь ребёнка.
Так,например на первых этапах занятий с солёным тестом, детям нравится занятие «Сделаем дорожку для зайчика»
Педагог раздаёт детям полоски теста длиной 5-7 см. ,толщиной 1см. и предлагает детям пальчиком вдавливать небольшие камушки или фасоль,создавая таким образом «дорожку».Очень нравится детям оставлять отпечатки на тесте различными рельефными предметами (печати, крупные пуговицы и т. д.)В отличии от пластилина, после занятий камушки, фасоль, печати, пуговицы легко вынимаются из теста, промываются водой, просушиваются и вновь пригодны в использовании. В тесто добавляем небольшое количество воды,хорошо вымешиваем и также можем его использовать вторично.
Также детям нравится выдавливать формочкой на пласте солёного теста геометрические фигуры, фигурки различных животных, звёздочки и т. д. Прекрасный эффект достигается тем, что на этом же занятии мы красками раскрашиваем данные фигурки.
Особое «трепетное» отношение у детей к процессу выдавливания теста через чеснокодавилку. При работе с чеснокодавилкой мы также включаем фантазию: к вылепленным из теста или заранее наклеенным из бумаги на картонку цветочкам мы выдавливаем через чеснокодавилку «зелёную травку», к рыбкам «голубую водичку» и т. д.
Солёное тесто хорошо сочетается с различными природными материалами (например из горошка чёрного перца, фасоли мы делаем глазки различным животным,из макороных изделий можно сделать иголки у ёжика, лучики у солнышка, стебелёк для цветочка и т. д.).Мною замечено, что с такими природными материалами дети занимаются гораздо охотнее, чем с покупными.
5. Использование изделий из солёного теста в настольном кукольном театре и в сюжетно-ролевых играх.
Высушенные из солёного теста изделия долговечны (собенно если их покрыть лаком,поэтому солёное тесто можно использовать для изготовления персонажей к настольному кукольному театру (например к сказке «Репка»).Как уже говорилось выше солёное тесто прекрано сочетается с природными материалами. В данном случаи персонажи к сказке изготовлены так: туловище сосновая шишка, голова, ручки, лапки солёное тесто,глаза чёрный перц, подставки под фигурки также сделаны из солёного теста.
Также из солёного теста вместе с детьми можно вылепить атрибуты к сюжетно- роленым играм, например:конфеты, прянички, бублики, фрукты, овощи и т. д.
6. Выводы.
Изучив специальную литературу и обобщив личный опыт, я пришла к следующим
выводам:
-1. Солёное тесто- это абсолютно безопастный материал в работе с детьми.
-2. Солёное тесто отличается своей дешевизной, лёгкостью в приготовлении.
-3. Особенности солёного теста позволяют сделать занятия более разнообразными,
более творческими.
-4. Занятия с солёным тестом прекрасно можно сочетать с ароматерапией.
-5. Изделия из солёного теста можно использовать на других занятиях.