Елена Костерина
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры
с песком, водой и сыпучими материалами
Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду.
Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:
• снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
Публикация «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами» размещена в разделах
• установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
• помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
• помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
• осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
• способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
• удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
• развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
• обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.
Примерный список игр
• переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
• наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);
• веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
• тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
• игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
• игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
• игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря). • по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
Игры с песком
• скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
• пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
• группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
• поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Игры с сыпучими материалами
• просеивание (горох, манка, сито);
• пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
• перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
• перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
• прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
• поднос с манкой:
– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…
– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;
– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;
-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).
Таким образом, игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.