Смирнова Светлана
Консультация для воспитателей «Содружество детского сада и семьи в формировании привычки к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Содружество детского сада и семьи в формировании привычки к здоровому образу жизни
Ст. воспитатель МАДОУ №25 г. Печора
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни ребенка в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Содружество детского сада и семьи в формировании привычки к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В ДОУ задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной. И каждый родитель прежде всего желает быть здоровым и вырастить здоровым своего ребенка. В этом наши цели сходятся. Но прежде всего в семье закладываются основы личности, сознания ребенка, модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребенок будет подсознательно реализовывать.
Таким образом, чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к здоровью следует формировать прежде всего у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие ДОУ с родителями является создание эффективной системы сотрудничества.
Была определена основная цель взаимодействия с родителями - создать условия для улучшения и сохранения здоровья детей и родителей.
Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:
1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи.
2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.
3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как детей, так и своего собственного.
4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
В соответствии с целью и задачами определены принципы взаимодействия с семьей:
•признание ведущей роли семьи в оздоровлении детей;
•доверие как основной принцип взаимодействия педагога с родителями;
•соблюдение права родителей на собственные педагогические взгляды, уважение к их чести, репутации и достоинству;
•дифференцированный подход с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
•целенаправленность и систематичность;
•интегративность оздоровительной деятельности (организованная и спонтанная активность ребенка в ДОУ и семье в едином тематическом поле);
•открытость детского сада для семьи.
В нашем МАДОУ используются педагогами основные формы работы с родителями:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития
2. Целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного и сбалансированного питания, закаливания
3. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое и психическое и социальное развитие ребенка
4. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания, корригирующим упражнениям)
5. Ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Приблизительно 49% семей пытается вести здоровый образ жизни, следовательно, эта часть родителей поддержит оздоровительную программу ДОУ. С остальными предстоит трудная, но вполне выполнимая работа по приобщению к здоровому образу жизни, формированию мотивации такого образа жизни.
Была оформлена наглядная агитация с советами и рекомендациями по оздоровлению детей в семье. Информация на стендах, выставках, объявлениях всегда лаконичная, краткая, что легко воспринимается; все материалы обязательно авторские, эстетично оформленные, на специальных стендах. Особо следует заметить, что обновление информации происходит не реже 2-3-х месяцев. Кроме того, регулярно вывешивается информация по темам оздоровительных занятий.
Для реализации этих задач в МАДОУ в системе проводятся:
-осмотр детей узкими специалистами:
Окулист, логопед, хирург, терапевт, кардиолог, стоматолог.
По плану 1-2 раза в год.
- тематическая информация в родительских уголках, папках-передвижках:
ОБЖ: «Осторожно, дети!», «Красный, желтый, зеленый», «Ребенок на дороге»(ПДД)
«Азбука вашей безопасности»;
«растение-спасение», «Как избежать неприятностей на природе», «Ядовитые грибы»; «Чтобы малыш не попал в беду».
Профилактика здоровья: «Как уберечь себя от гриппа»,
-консультации : -«Одежда ребенка», «Почему дети сосут пальцы», «Носики-курносики сопят»
родительские собрания «ОБЖ и другие «можно» и «нельзя», «Как уберечь детей от неприятностей», «Адаптация ребенка в детском саду», «О здоровье всерьез»
Общее родительское собрание «Здоровье детей – забота общая»
-праздники и развлечения: «Знатоки дорожной азбуки» - викторина с детьми и родителями по ПДД
-общесадовая родительская газета: «Незабудка»,
сменная информация тематической папки «Доктор Градусник»: - «И растения лечат»
-«Ох уж этот кашель»
- «Как давать ребенку лекарства» и др.
Совместные спортивные мероприятия:
«Вместе с мамой», «Быть здоровыми хотим», «Мы на Севере живём»
2. Формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
В дальнейшем, поиск форм и методов взаимодействия с семьей происходил на основе доверия как ведущего принципа, которое, в свою очередь, возникает в результате эффективного обмена информацией. Мы уверенны, что для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно и персонифицировано обмениваться информацией с родителями.
Хорошо зарекомендовали себя в течение многих лет работы по данному направлению следующие формы и методы работы с родителями:
Родительские собрания
на темы: «Здоровье дошкольника в современном мире», «Домашние рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний» и др. Особо отметим, что наибольшую явку обеспечивает индивидуальное, письменное приглашение с указанием дня, времени, длительности собрания и его темы. Воспитатель не только информирует, но и организует общение родителей, обмен мнениями по вопросу.
Тематические консультации
для родителей: «Закаливание детей», «Нетрадиционные способы лечения и профилактики заболеваний», «Права детей», «Режим питания нарушать нельзя!», «Здоровячки и хлюпики - кто они?» и др.
Тематические
выставки работ детей
, литературы по изучаемым темам, совместного творчества детей и родителей, пособий по программе, изготовленных родителями. Непосредственный отклик и высокую активность и творчество проявили родители при создании «Панно семьи», «Наш режим дня», «Цветок здоровья нашей семьи».
Посещение семей
. Это самое мощное средство для установления контакта с семьей, доверительных отношений с воспитанниками и родителями. Уже после первого посещения семья становится более близкой воспитателю, а ребенок и его родители воспринимаются совсем другими глазами. Однако посещение требует большой деликатности и предварительной подготовки. Определяется время и день посещения. Первое посещение происходит в первые дни адаптационного периода. Не следует применять никаких нравоучений, наставлений, только доброжелательное общение и наблюдение. Консультирование только за пределами домашней обстановки.
h4]Беседы[/h4] индивидуальные, групповые, подгрупповые с родителями в утреннее, вечернее, а также в специально отведенное для этого время позволяют корректировать программу оздоровления ребенка, получать вовремя информацию по проблемам семьи в области здоровья.
Лекции
врачей и узких специалистов: с участием психолога, педиатра (2 раза в год).
Творческие формы
: семинары - практикумы, игровое и тренинговое взаимодействие, Дни открытых дверей, пребывание родителей в группе, посещение занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий, организованный обмен опытом между родителями («Педагогические гостиные», анализ педагогических ситуаций и др. Такие формы совместной работы раскрывают как личностей и родителей, и воспитателей, усиливают доверие и к друг другу, и к ребенку. Среди родителей пользуются особой популярностью практикумы, на которых они получают бесценный опыт организации совместной деятельности с ребенком дома: учатся изготавливать двигательные и звуковые пособия по программе («Живые игрушки», лепить, рисовать вместе с детьми традиционными и нетрадиционными способами, делать поделки их природного и подручного материала
•«Библиотечка здоровья»
для родителей создается на протяжении многих лет силами педагога, медика, методиста и самих родителей. Семья имеет возможность знакомиться и с классиками педагогики оздоровления детей, а также с новинками
Презентация семьи
, оформление фотогазет с предоставлением лучшего опыта работы по оздоровлению детей в ДОУ и в семье – предмет особой гордости детей и родителей. Почетное право предоставить свой опыт получает семья по результатам оздоровительной деятельности, картине заболеваемости ребенка и других членов семьи.
Совместное проведение
дней здоровья, оздоровительных досугов, тематических праздников, спортивных соревнований. Наибольшую активность и посещаемость родителей получаем при проведении народных праздников: «Праздник Масленицы», «Рождественские встречи», «Праздник урожая».
Клубы по интересам
: «Растим будущую женщину», «Проблемы психологического здоровья ребенка в неполной семье», «Молодая семья: аксиомы супружества». Тематика таких встреч формируется нами по запросам родителей.
Акция
«Жалоба родителя – лучший подарок воспитателю» - то новшество, которое позволило получить неожиданную и красноречивую информацию. Мы предложили родителям в течение недели опустить в «почтовый ящик» группы жалобу, составленную анонимно и по предложенным правилам. Застенчивые родители, родители, неохотно вступающие в общение с педагогом получили возможность обратить внимание воспитателя на трудности, которые возникают у ребенка в детском саду, на причины, по которым он не обращается к воспитателю, высказать свои претензии и т. п. По результатам акции были проведены индивидуальные беседы, групповые консультации, оформлена наглядная информация в родительских уголках, вынесены вопросы на обсуждение.
Участие родителей
в первичной и итоговой диагностике (в начале и конце учебного года, в малых и тематических Здравиадах первоначально вызывало некоторые затруднения, так как эта форма работы была для нас новой. Но после 2-3-х проведенных мероприятий родители почувствовали себя увереннее и процедура диагностики перестала быть затруднительной. В старшей и подготовительной группе мы уже знали, на кого следует опираться при подготовке и проведении Здравиад, кто примет участие в качестве судей. Родители почувствовали свою сопричастность к оздоровлению ребенка.