Зотеева Юлия
Содержание знаний по ознакомлению с социальной действительностью в примерных программах дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п. 5ст. 14 закона РФ «Об образовании» [2], каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Публикация «Содержание знаний по ознакомлению с социальной действительностью в примерных программах дошкольного образования» размещена в разделах
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие) - включают все основные направления развития ребё нка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Программа «От рождения до школы» разработана в соответствии с действующими государственными требованиями с учетом не только новейших достижений науки и практики, но и опыта отечественного и зарубежного дошкольного образования. На первом плане в программе находится развивающая функция образования, которая обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности. В основу программу легли позиции гуманно-личностного отношения к ребенку. Программа «От рождения до школы» ориентирована на всестороннее развитие, а также формирование ценностей как духовного, так и общечеловеческого плана. Также в результате реализации программы должны быть сформированы способности и компетенции при отсутствии жесткой регламентации знаний детей и предметного центризма в обучении. В программе «От рождения до школы» нашло свое отражение фундаментальность отечественного образования : охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификация развития. Особая роль в программе «От рождения до школы» принадлежит игровой деятельности, развивающем обучении и необходимости правильной организации обучения для дальнейшего развития. Воспитание и психическое развитие в рамках программы «От рождения до школы» осуществляются комплексно, при этом первое служит формой второго.
В результате освоения программы «От рождения до школы» в рамках социально-коммуникативного развития дети усваивают нормы и ценности, которые приняты в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности. Еще одним направлением социально-коммуникативного развития является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации. В рамках социально-коммуникативного развития по программе «От рождения до школы» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, формируются основы безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Основные направления реализации образовательной области социально-коммуникативного развития по программе «От рождения до школы» включают в себя развитие игровой деятельности, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и патриотическое воспитание детей.
Для ознакомления предложены российские программы дошкольных образовательных учреждений :
1. Авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»
2. Игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова.
Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам раннего ознакомления с социальной действительностью посвящены авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова. Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырх взаимосвязанных блоков:
1) Труд – продукт.
2) Деньги (цена, стоимость).
3) Реклама: желания и возможности.
4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика.
Занятия по программе проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия- путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующие способы реализации программных задач :
-ознакомление детей с денежными единицами разных стран;
-проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; -организация настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк»);
-организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»);
- проведение экскурсий в магазины и банки;
- решение арифметических задач;
- разгадывание кроссвордов экономического содержания;
-чтение сказок экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх»).
Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, так и для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний в быту и в будущей профессии.
Программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются следующие задачи программы :
- выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований;
- психолого-социальная ориентация детей;
- развитие у детей в ходе игровой деятельности трудовых навыков;
-формирование мотивации и интересов детей с учтом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ дошкольного образования и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности. Программа составлена циклично : тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложннном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями.
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образовательной деятельности, но и вне ее. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.