Алла Нестерова
Опыт работы «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большую ценность дл интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности.
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое дети проводят в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся составляют важную часть педагогического процесса. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с ребенком. Их и нужно использовать для установления психологического контакта с ребенком, для освоения новых знаний и закрепления имеющихся знаний в непринужденной обстановке. Для того, чтобы создать условия для реализации математических и творческих способностей детей, в группе была создана предметно-пространственная среда, в которую входят настольно-печатные игры: «Пуговки», «Большой, поменьше, самый маленький», «Веселая логика», «Геометрические формы», «Парные картинки», ленточки разного цвета и длины, шарики разного цвета и величины
Публикация «Опыт работы „Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
И так, свою работу по формированию элементарных математических представлений осуществляю в различных формах в разных режимных моментах.
Во время утренней гимнастики строимся по росту, упражнения выполняем в кругу, закрепление умения двигаться в заданном направлении: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз, закрепляем понятие правая, левая рука. Упражнения выполняем с кубиками, мячиками, ленточками, колечками. Во время выполнения упражнений можно закрепить цвет, форму, величину предметов. В первую половину дня мы занимаемся образовательной деятельностью. Во время НОД пальчиковая гимнастика:
Один, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, гладкий
И совсем несладкий.
Две больших сосны
Стояли рядом,
А меж ними
Елочка росла
Две сосны
Подружку укрывали,
Чтоб вершинку
Ветры не сломали,
Чтоб красивой
Елочка была.
Физкультминутки:
Рано утром на полянке
Веселятся два снежинки,
Левой ножкой: то-топ!
Правой ножкой: топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше все?
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Три медведя шли домой
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок – малютка просто!
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь-дзинь!
Построение в колонну по одному на занятиях по физической культуре, музыке, строимся по росту. Впереди самый высокий, потом пониже, потом самые низкие.
Играем в подвижные игры «Цветные автомобили», «Пузырь. «Карусели», «Найди свой домик». Дети применяют приобретенные знания в любом виде продуктивной деятельности : рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
На прогулке осенью собирать красные, желтые, зеленые листья. Из листьев можно выложить шарфики для осени (длинные, короткие). Во влажном песке или на снегу отпечаток подошвы обуви ребенка и взрослого, сравнить по форме, размеру. Рассмотреть деревья и кустарники (высокие, низкие).
Рисование мелками на асфальте. Нарисовали круг; из круга получилось солнце, мячик, воздушный шарик. Из квадрата может получится домик.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников, владению объяснительной и доказательной речью. Мы их используем в режимных моментах.
Пословицы:
Одна пчела немного меду натаскает.
Один ум хорошо, а два лучше.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Считалки:
1, 2, 3, 4, 5
Можно все пересчитать
И деревья и кусты
И цветочки и листы
Поезда и параходы,
На дороге вездеходы,
Птенчиков в саду в гнезде,
Все повсюду и везде.
1, 2. 3. 4. 5
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела
.
Потешки:
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Ване-два, Даше-два.
Тане – два, Паше –два.
Хороши оладушки у нашей бабушки!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке.
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Сказка «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать и о величине поговорить. Михайло Потапыч – самый большой, Настасья Петровна – поменьше, Мишутка- самый маленький. Соотнести медведей с соответствующими мисками, стульями, кроватями.
Важное место в усвоении математических представлений занимает дидактическая игра, сюжетно - ролевая игра.
Мы с детьми играем в такие дидактические игры, как «Прокати такой же шарик», «найди предмет такой же формы», «Сложи квадрат», «Собери бусы», «Построим фигуру».
В сюжетно - ролевой игре «День рождения куклы Кати» дети определяют сколько гостей придет. Подводим к выводу: сколько гостей, столько тарелок, ложек, вилок, чашек. Какая форма у посуды? Какой формы торт, пирог?
Таким образом, использование разных форм, работы по математическому развитию в режимных моментах дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.