галина полякова
Содержание музыкально-оздоровительной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – это одно из средств физического развития детей. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Этот вывод послужил стимулом для организации системы музыкально-оздоровительной работы и создания здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях в рамках реализации Программы освоения образовательной области «художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).
Публикация «Содержание музыкально-оздоровительной работы с дошкольниками» размещена в разделах
Цель системы: организация и планирование музыкально-оздоровительной работы во всех возрастных группах, обеспечивающие каждому воспитаннику ДОУ укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников;
2. Формировать начало музыкальной культуры;
3. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
4. Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) с помощью здоровьесберегающих технологий ;
5. Формировать правильную осанку.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Результатами музыкально-оздоровительной работы следует считать :
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Актуальность системы состоит в том, что на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников предполагается использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Для того чтобы комплексно решать задачи оздоровления детей на музыкальных занятиях, необходимо создать здоровьесберегающую среду, которая поможет активно внедрять в образовательный процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Цель, задачи, принципы и перспективы дальнейшей работы по созданию здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях
Именно среда создает каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность, темп, сроки и условия ее реализации и служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития каждого ребенка.
ЦЕЛЬ: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
ЗАДАЧИ:
• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
• Организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
• Приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
• Использовать в оздоровительной деятельности ДОУ духовно-нравственный и культурный потенциал города.
• Воспитать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
При создании здоровьесберегающей среды следует учитывать следующие
принципы:
• Непрерывность – обеспечение последовательности занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени.
• Системное чередование нагрузок и отдыха – сочетание высокой активности и отдыха в разных формах музыкально-двигательной деятельности ребенка.
• Оздоровительная направленность – сочетание физических упражнений с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма.
• Возрастная адекватность процесса здоровьесбережения – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Осознанность – воспитание у ребенка смыслового отношения к музыкально-ритмическим упражнениям и играм.
• Научность – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими апробированными методиками.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА - комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду на музыкальных занятиях.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ :
- морально-психологический климат;
- экология и гигиена;
- современный дизайн;
- рациональная смена видов музыкальной деятельности;
- современные программы, методики и технологии.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
- динамизм (возможность изменения, преобразования);
- открытость (связь с другими социальными институтами, с социумом в целом);
- гибкость (учет возможностей, как субъектов образования, так и социально-культурного пространства);
- саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Выстраивая ход музыкальных занятий, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности : снятию внутренних зажимов, постановке дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с воспитанниками становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, а самое главное – улучшающееся состояние их психического, физического и эмоционального здоровья.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья:
Музыкальное занятие начинается с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно сочитать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально -валеологических занятий, даже с участием родителей, позволит как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Организация музыкальных занятий с использованием этих технологий предполагает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью дошкольников.
Основные приемы фонопедического метода:
- Артикуляционная гимнастика.
- Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные).
- Осознание озвученности вдоха и выдоха.
-Сигналы доречевой коммуникации – в основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно.
- Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций.
В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.
На музыкальных занятиях планируется использовать следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательная гимнастика позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию, можно выполнять не только на музыкальных занятиях, но и дома, на прогулке.
3. Артикуляционная гимнастика. Основная ее цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
4. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение.
5. Музыкально –ритмические упражнения. Для профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время выполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Большое значение следует придавать выполнению дошкольниками музыкально-ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно. Музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. Наиболее сложными для дошкольников являются упражнения, связанные с движениями рук. Нужно уделять особое внимание работе над легкостью, мягкостью, плавностью, выразительностью движений.
Упражнения, творческие задания на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата включаются в первую и последнюю части занятия, однако в течение всего занятия, во всех видах музыкальной деятельности необходимо контролировать осанку детей, следить за правильным выполнением всех видов музыкально-ритмических движений.
Такая последовательная, систематическая работа учит детей осознанно относиться к музыке, движению под музыку, что способствует здоровьесбережению на музыкальных занятиях.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящих в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
6. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дает возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
7. Стретчинг. Упражнения носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. Она состоит из взаимосвязанных игровой ситуации, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Музыкально- ритмические упражнения эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного положительного психоэмоционального состояния.
8. Упражнения на дикцию.
Дикция – разборчивость произнесения текста. Дети имеют проблемы с произношением. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений.
9. Певческие упражнения имеют большой потенциал в оздоровлении детей, так как они позволяют видоизменить темпоритм дыхания и нормализовать этим все обменные процессы организма.
Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию. Наиболее доступными являются так называемые певческие упражнения. Это небольшие песенки с простым, интересным текстом, который понятен детям.
Певческих упражнений достаточно много и каждое имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решаются они все в комплексе.
10. Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением медработника детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Методики являются оздоровительными, с их применением нормализуется работа дыхательной системы, осуществляется профилактика и лечение горловых заболеваний (ларингиты, трахеиты, астма) корректируются или исправляются различные дефекты речи (заикание, невыговаривание отдельных звуков
11. Игровой массаж. Тысяча лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма.
Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на вест организм в целом. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. При этом частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Игромассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Сказочки для массажа обеспечивают веселое общение, снимают мышечное напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать. Игровой массаж также способствует развитию слухового внимания и речи. При проведении массажа самими детьми, они выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Малыши также оценивают и запоминают характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала, холод и тепло, ритм движений и т. п.
На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой детский массаж положительно влияет на центральную нервную систему, способствует общению детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора. Игровой детский массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий зайчик и стучащий по дереву дятел, танцующие игрушки и идущий по лесу слоненок одинаково ярко, хотя и по-разному, представляются детям проводящим и "получающим" игровой массаж. Игровой массаж также способствует развитию речи ребенка.
Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ежик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки, и т. п., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет детей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.
12. Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Важное место в здоровьесбережении имеют пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление. Пальчиковая гимнастика основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют эмоциональному благополучию. Пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики.
13. Логопедические распевки основаны на чистоговорках и попевках, направленных на овладение различными звуками.
14. Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Овладевать всеми выразительными средствами музыки позволяют детям речевые игры. В речевых играх Т. Боровик, Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло, дуэтом. Кроме того, формирование речи идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Использование речевых игр эффективно влияет на укрепление эмоционального здоровья детей.
15. Музыкатерапия проводится по рекомендации и под наблюдением врача детского сада. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, снимает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
16. Сказкотерапия - отличное средство для эмоционального и сенсорного развития детей. Текст сказок дети быстро запоминают и произносят, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.