ромашкина ирина
Содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семейного воспитания – целостное развитие свободной личности, ее духовных и физических сил.
Сущность семейного воспитания – создание в семье условий для самореализации личность ребенка, развития его индивидуальности.
Процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Основные направления развития воспитания.
1. Поддержка семейного воспитания :
Публикация «Содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей» размещена в разделах
• содействие укреплению семьи и защиты приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
• повышения социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности;
• сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
• популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
• содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
• создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
• содействия повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
• расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
• поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семей, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли в семейном воспитании;
• создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
2. Развитие воспитания в системе образования:
• обновления содержания воспитания, внедрения форм и методов, основных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных стандартов;
• содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семей и нравственных ценностей;
• полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ;
• расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка, с учетом его потребностей, интересов и способностей;
• совершенствование условий для выявления и поддержки одарённых детей;
• развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
• развитие у подрастающего поколения интереса к чтению%
• создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родными языками и иными коммуникативными компетенциями;
• создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
3. Семья как ведущий институт воспитания.
Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательной организации связано с решением следующих задач:
• государственная поддержка семейного воспитания;
• расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
• организация учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.
Система дополнительного образования, согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнёрства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает туту не только как потребитель и заказчик, но и как основной партнер.
В связи с этим, в качестве одной из целей, стоящих перед педагогом, является необходимость осуществление «психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей, психологического сопровождения ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения». Успешное достижение образовательной цели возможно только при условии оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе.
Среди задач, реализация которых возможна через систему образования в направлении работы с родителями, можно выделить:
• развитие различных форм семейного отдыха;
• регулярная организация семейных фестивалей, конкурсов, праздников;
• поддержка семейных клубов, родительских объединений различной направленности;
• повышение педагогической культуры родителей за счет использования различных форм взаимодействия.
Для изучения особенностей семьи в качестве форм работы можно выделить: составление социально-демографического портрета семьи, индивидуальные консультации для родителей, беседы.
Для взаимодействия родителей и педагога следующие формы : родительское собрание, родительские вечера, диспут, открытые занятия.
Помимо информационно-просветительских мероприятий, педагог должен организовывать совместную детско-родительскую деятельность. Она может быть представлена в различных формах совместной познавательной, трудовой и культурно-досуговой деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей –важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно только при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к повышению своих воспитательных функций.
В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды, а родители ученика – часть его образовательной микросреды, как участники общего педагогического процесса.