Наталья Маслак
Социоигровые технологии в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Сделать условия обучения дошкольников наиболее человеческими и уместными для их психики, мне помогает социоигровые технологии
Публикация «Социоигровые технологии в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
Приняв участие в семинаре по социоигровой педагогике, изучив методическую литературу. Я поняла, что это очень интересно, и не так сложно как казалось. А ещё это поможет раскрыть наших детей, научить их общаться.
Я поставила перед собой задачи как же научить дошкольников среднего возраста объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, а не быть сторонним наблюдателем. Как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя.
Я решила в повседневной жизни как можно чаще, планировать игры на взаимодействие, которые развивали бы умение действовать слаженно, сообща; учили общению, умению сговариваться.
Умелое и корректное проведение разминки/игры позволит дошкольникам чувствовать себя комфортно, самовыразиться, развить в себе смелость и храбрость при самохарактеристике своих самых лучших черт и качеств. Например:
Разминочка «Похвали себя»
Дети садятся в круг. Похвалить же себя нам помогает волшебный клубок (мяч, игрушки). При этом каждый ребенок, у кого будет находиться волшебный предмет, хвалит себя. Для того, чтобы легче было раскрепоститься игру начинаю с себя. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим детям и их родителям, а также другим людям».
Проговариваю свои слова доверительной интонацией. Затем передаю эстафету. Разминочка «Похвали себя» создает предпосылку для того, чтобы ребенок хотел и мог публично презентовать себя с лучшей стороны, развить уверенность, сформировать чувство самоуважения. хотя стоит отметить, что не все дети могут похвалить себя, некоторые опускали глаза, либо отмалчивались.
Или Разминка «Мальчики и девочки»
Я предлагаю детям вопросы. При этом, если в предложении речь будет идти о девочках, то девочки должны будут хлопать; а если о мальчиках, то мальчики должны будут топать. А если же в предложении речь идет и о мальчиках и о девочках, то дети встают 1. Кто должен говорить комплименты девочкам?
2. Кто должен охранять Родину?
3. Кто должен носить бантики?
4. Кто должен уступать место старшим?
5. Кто должен уметь забивать гвозди?
6. Кто должен шить и вышивать?
7. Кто должен уметь чинить кран?
8. Кто должен заботиться о родителях?
9. Кто любит играть в футбол?
10. Кто любит играть с Барби?
11. Кто любит мороженое?
12. Кто должен защищать девочек?
13. Кто может носить заколки и банты?
14. Кто может кататься на роликах? И. т. д.
В разминке затронут аспект гендерного воспитания.
На каждом занятии – пытаюсь использовать приёмы, задания для работы детей в парах, компаниях по несколько человек.
В утренний и вечерний отрезок времени предлагаю детям совместные дела, где детям давалась возможность действовать сообща.
Создать хорошую атмосферу в начале дня бывает непросто,а ведь от того как начнется день, зависит многое. Именно для этого в своей работе я использую игры-приветствия. игры-приветствия могут использоваться ежедневно и стать хорошим ритуалом, помогающим настроить всех на определенный лад. Вот пример некоторых игр, которые использую я:
1)Здороваются все, у кого…
2)Непослушные шарики
3)Кто на фотографии доброе утро и т. д.
Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, я разработала интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умения рассуждать, анализировать, обобщать. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат, по времени года на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, для более старших дошкольников по количеству слогов в имени
Объединение в компании оказалось несколько сложнее, чем объединение в пары. Некоторые дети не сразу понимали принцип, по которому объединялись другие дети, и очень часто приходилось объяснять повторно. Часто возникали конфликты не только при выборе посыльного, но и в случаях не точного донесения задания для своей компании.
И в процессе выполнения различных заданий очень часто партнёры просто не могли выслушивать и понимать друг друга, тем самым постоянно провоцируя конфликтные ситуации.
Для решения данной проблемы мы подобрали ряд игр социоигровой направленности, способствующих формированию у детей навыков сотрудничества.
Наблюдая за игрой «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», обратили внимание на то, что не все дети активно участвуют в обсуждении.
Инициативу в выборе движения и его алгоритма, конечно же, берут на себя лидеры. И поэтому компании, при показе движения не всегда действовали уверенно и слаженно. В последующих играх старались объединить в различные компании лидеров и малоактивных детей. В результате обсуждение стало происходить более оживлённо, дети придумывали довольно сложные и интересные движения, скучающих и отстранённых на этот раз не было.
Формирование навыков сотрудничества - процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.
На начальном этапе знакомства с новыми играми мы остановились на игре «Волшебная палочка», которая научила бы детей внимательно слушать ответы друг друга. Приём «Волшебной палочки» стараюсь включать во все проводимые занятия.
Конечно же, многие дети с трудом сдерживают естественное желание высказать свою догадку по данному вопросу немедленно. И часто на занятиях после заданного вопроса возникает многоголосица, дети отвечают разом, перекрикивая друг друга. Прежде всего, необходимо было научить детей слушать всех участников беседы, сформировать у них речевой этикет. Эту игру я старалась организовывать и в совместной деятельности, предлагая различные темы для обсуждения: «Чем тебе запомнился сегодняшний день», «Моя любимая книга», «Я и мои друзья».
Социоигровая педагогика снимает с воспитателя судейские функции, и, конечно же, выполненное задание оценивается самими детьми.
Всем детям очень понравилось давать оценку ответам своих друзей, выражая согласие аплодисментами и несогласие топаньем ног. Многим нашим детям довольно трудно было подавить желание подсказывать. Приходилось часто повторять, что помогать надо не игроку, а волшебной палочке. Нужно просто потопать, если игрок сказал не правильно. И дождаться, когда волшебная палочка дойдёт до тебя.
Для того чтобы к игре не снижался интерес, иногда делали замену палочке, волшебным микрофоном.
Я считаю, что благодаря данной игре, дети стают более выдержанными, они начают осваивать речевой этикет
Трудности возникли с игрой «Найди своё место в ряду», развивающая у детей способность к поиску своего места в группе. Им довольно трудно отыскать своё место в полном молчании. Проявляли большую активность наши лидеры, которые стремились сами расставить детей, постоянно давая советы. Их приходилось периодически отвлекать, чтобы менее активные дети справлялись с поставленной перед ними задачей.
Довольно легко дети справлялись с предложениями построиться по каким-либо признакам внешности (рост, цвет или длина волос).
Большие споры вызывала расстановка по нравственным качествам, например, построй мальчиков от самого вежливого, до менее вежливого. Зачастую приходилось приостанавливать выполнение задания, повторно напоминая правила.
Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность и навык слаженной работы, активизируя эмоциональный, мыслительный и контактный настрой каждого ребёнка, игры социоигровой направленности постепенно становилисись одними из самых любимых нашими детьми.
Особо нравились нашим детям следующие игры: «Испорченный телефон», «Менялки», «Присядьте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Машина едет, стоп», «Зеркало», «Путаница» : вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.
При планировании занятий постоянно разрабатывали различные задания, направленные на взаимодействие детей в малых группах.
Очень радовала увлечённость детей в усваивании программного материала, ответственность каждого члена микрогруппы за успешное выполнение данного задания, активность всех детей на протяжении всего занятия.
Постепенно развивая навыки сотрудничества детей, я стремилюсь применить их на практике.
Полученный опыт игрового взаимодействия я так же использую и в продуктивной деятельности. В совместной, самостоятельной и организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду, лепке, рисовании и аппликации мы часто предлагали детям коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенние фантазии», «Птички-невелички», и другие. Где дети совместно обсуждали сюжет своего творения, работы, выбирали необходимый материал.
Наблюдение за развитием детей нашей группы, позволили зафиксировать следующие изменения: дети стали более активными в общении друг с другом, значительно снизилась конфликтность. Наряду с этим, повысилась творческая инициатива: дети с удовольствием самостоятельно организовывали новые игры, вовлекая в деятельность других детей.
У многих застенчивых детей значительно расширился круг общения со сверстниками, стали проявляться качества лидера. наши дети научились слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением своих товарищей, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам. А мы же и дальше будем развивать свои педагогические умения, постоянно внося творчество в совершенствование столь полюбившегося нам социоигрового стиля обучения и воспитания.