Вера Нехорина
Социальный проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта.
Мы верим, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья может при соответствующих условиях в дальнейшем стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. Процесс социальной адаптации и интеграции такого ребенка в общество необходимо начинать как можно раньше – с дошкольного возраста. С этой целью на базе МОУ гимназии №7 дошкольное отделение был разработан и внедрен социальный проект «Я и моя семья».
Темочки:
Социализацию и интеграцию детей в общество необходимо проводить в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми. Семья – первый социальный институт человека. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, стиль воспитания, а так же место ребенка в структуре самой семьи являются важными факторами, влияющими на социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие и воспитание ребенка. Необходимо помочь детям понять ценность и значимость семьи, возродить ее нравственно – этические традиции, привить детям чувство привязанности к семье и дому. Необходимо научить детей осознавать свое поведение и контролировать свои эмоции, научить адекватно оценивать себя и свою деятельность, отстаивать свое мнение, терпимо относиться к другим людям.
Взаимодействие родителей и педагогов в проекте «Я и моя семья» направлено на приобретение ребенком с ограниченными возможностями необходимого социального опыта в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения. На основе этого идет формирование личности ребенка, способного в дальнейшем жить в обществе и выполнять определенные социальные роли, т. е. успешно интегрироваться в нем.
2. Цель проекта
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями и интеграция их в общество в процессе взаимодействия с семьей.
Задачи проекта :
• создание благоприятных условий для взаимодействия детей и взрослых, способствующих социальной адаптации и интеграции детей в общество через организацию сотрудничества семьи и ДОУ;
• создание условий, обеспечивающих взаимодействие детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми;
• формирование социальной компетентности детей;
• развитие эмоциональной сферы;
• формирование коммуникативных навыков;
• построение модели отношений с семьей, с обществом;
• формирование нравственных категорий через семейные традиции, ценности;
• расширение круга общения.
3. Гипотеза: в результате реализации проекта процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество будет эффективным, если:
• в ДОУ будут созданы благоприятные условия включения семьи в этот процесс;
• будет создана и реализована модель взаимодействия с семьей на основе социального проекта;
• дети с ограниченными возможностями будут включены во взаимодействие с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
4. Участники проекта : дети, родители, воспитатели и социальный педагог.
В проектной деятельности, вместе с социальным педагогам, участвуют дети 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, а также дети с ослабленным здоровьем, и их родители. В этом возрасте дети более внимательны, наблюдательны, способны к анализу, самооценке и совместной деятельности. Вместе с ними в проекте участвуют их младшие и старшие братья и сестры, не имеющие проблем со здоровьем. Таким образом, взаимодействие со здоровыми детьми способствует естественной взаимной адаптации и интеграции детей – инвалидов и общества.
В процессе взаимодействия участники проекта опираются на совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения, исследуют, анализируют, решают проблемные ситуации, проявляют любознательность и творческую активность.
5. Основные принципы проектной деятельности :
• родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей;
• единство целей и задач педагогов и родителей;
• взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
• анализ взаимодействия семьи и педагогов.
6. Этапы реализации проекта :
• информационно – аналитический (диагностика уровня развития детей; анкетирование родителей; анализ результатов и выводы);
• ознакомление родителей с социальным проектом «Я и моя семья» (обсуждение целей и задач, обсуждение возможного участия родителей в совместной деятельности; составление модели реализации проекта);
• совместная деятельность детей, родителей и педагогов (направленная на социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие и воспитание детей);
• подведение итогов и презентация проекта (оценка уровня развития личности детей, анкетирование родителей, анализ результатов и выводы итоговая праздничная программа, оформление выставок детского и семейного творчества, оформление фотоальбома).
7. Срок реализации проекта – с 1 января 2022 по 31 мая 2022 года
8. План реализация проекта «Я и моя семья»
ЯНВАРЬ
Тема: «Как здорово, что есть у меня семья!»
Задачи: повышение уровня представлений о семье и родственных отношениях; развитие взаимопонимания; установление связей между поколениями; расширение знаний о семье и ее предках; формирование чувства гордости за свою семью; осознание собственного «Я»; развитие уверенности в себе и своих силах; развитие коммуникативных навыков; развитие творческих способностей; формирование проявления эмоциональной отзывчивости; привитие элементарных правил и норм поведения.
Взаимодействие: дети – родители – педагоги
1. «Родительский дом – начало начал» – развлекательно – познавательная программа.
2. «Моя семья» – занятие по социальному развитию
3. «Вот моя семья» – тематическое рисование.
4. «Мамы, папы, дочки, сыночки» – игры
5. «Семья» – сюжетно – ролевая игра.
6. «В семейном круг – все корни твои» – пословицы о семье.
Взаимодействие: родители – педагоги
1. «Роль семьи в формировании личности ребенка» – круглый стол для родителей и педагогов.
2. Родителям провести беседы с детьми об истории своей семьи.
3. «Семейная визитка» или «Семейный герб» – подготовить родителям вместе с детьми.
4. Оказать помощь педагогу в оформлении выставки детских рисунков.
5. Родителям читать дома с детьми стихи, рассказы и сказки по теме «семья».
Взаимодействие: педагоги – родители
1. Подготовить беседу с родителями для круглого стола.
2. Тематическое рисование с детьми «Вот моя семья».
3. Оформить выставку детских рисунков.
4. Разучить с детьми игры на развитие коммуникативных навыков по теме «семья».
5. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
6. Подобрать родителям литературу по теме «семья» для чтения в домашних условиях.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Папа и я – неразлучные друзья»
Задачи: воспитание чувства любви и привязанности к отцу; воспитание чувства гордости за своего родителя; привитие чувства за семью; развитие взаимопонимания; воспитание духовно – нравственных качеств; развитие творческих способностей; развитие фантазии; развитие уверенности в себе и своих силах; развитие коммуникативных навыков; формирование проявления эмоциональной отзывчивости; привитие элементарных правил и норм поведения.
Взаимодействие: дети – родители – педагоги
1. «Мой папа – защитник Отечества» – праздничная программа. «Богатыри – защитники русской земли» – занятие.
2. «Папа мой во всем герой!» – тематическое рисование.
3. «Морской бой» – игры.
4. «Мы Родину защищаем» – сюжетно – ролевая игра.
5. «Семьей дорожить – счастливым быть» – пословицы о семье.
Взаимодействие: родители – педагоги
1. «Родительская любовь» – провели семинар – практикум для родителей с элементами ситуативного практикума.
2. Пригласить на праздничную программу военнослужащего.
3. «Подарок папе» – сделать в домашних условиях с помощью мамы.
4. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
5. Родителям читать дома с детьми стихи, рассказы и сказки по теме «добро, мужество, патриотизм».
Взаимодействие: педагоги – родители
1. Подготовить семинар – практикум для родителей и педагогические ситуации
2. Тематическое рисование с детьми «Папа мой во всем герой!».
3. Обсудить с мамочками, как приготовить с ребенком в домашних условиях «Подарок папе».
4. Объяснить детям правила игры «Морской бой».
5. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
6. Подобрать родителям литературу по теме «добро, мужество, патриотизм» для чтения в домашних условиях.
МАРТ
Тема: «Знают взрослые и дети: лучше мамы нет на свете»
Задачи: воспитание чувства любви и привязанности к маме; привитие нежности и заботливого отношения к маме; воспитание чувства гордости за свою маму; привитие чувства уважения к женщине; воспитание духовно – нравственных качеств; развитие познавательной сферы; развитие творческих способностей; развитие фантазии; развитие уверенности в себе и своих силах; развитие коммуникативных навыков; формирование проявления эмоциональной отзывчивости; привитие элементарных правил и норм поведения.
Взаимодействие: дети – родители – педагоги
1. «Поздравляем мам своих, милых, добрых и родных» – праздничная программа.
2. «Мама – солнышко мое» – тематическое рисование.
3. «Дочки – матери» – ролевая игра.
4. «Едем в гости к бабушке» – игровая деятельность.
5. «Родина – мать» – занятие.
6. «Жалей отца с матерью, других не найдешь» – пословицы о семье.
Взаимодействие: родители – педагоги
1. «Корзина проблем» – провели анкетирование родителей и обсуждение его результатов.
2. С папой разучить стихотворение для мамы к праздничной программе.
3. «Подарок для мамы» – приготовить в домашних условиях с помощью папы.
4. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
5. Родителям читать дома с детьми стихи, рассказы и сказки по теме «мама».
6. Выход в ТЮЗ на благотворительный спектакль «Волк и семеро козлят».
Взаимодействие: педагоги – родители
1. Обсудить с папами сценарий праздничной программы, посвященной Международному женскому дню, продумать конкурсы, игры, поздравления.
2. Составить анкету для родителей.
3. Оформить выставку детских рисунков «Мама – солнышко мое».
4. Обсудить с папами, как приготовить с ребенком в домашних условиях «Подарок для мамы».
5. Подготовить занятие «Родина – мать».
6. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
7. Подобрать родителям литературу по теме «мама» для чтения в домашних условиях.
АПРЕЛЬ
Тема: «С бабушкой и дедушкой дома веселей»
Задачи: обогащение социального опыта взаимодействия; приобщение детей к семейным праздникам; привитие ощущения причастности к жизни семьи; осознание собственного «Я»; воспитание чувства любви и привязанности к бабушке и дедушке; привитие нежности и заботливого отношения к бабушке и дедушке; воспитание чувства гордости за бабушку и дедушку; привитие чувства уважения к пожилым и старым людям; воспитание духовно – нравственных качеств; развитие уверенности в себе и своих силах; привитие чувства гордости за свою семью; раскрытие творческих способностей; выявление семейных увлечений; формирование проявления эмоциональной отзывчивости; привитие норм поведения дома и в общественных местах.
Взаимодействие: дети – родители – педагоги
1. «Бабушка и внучка» – ролевая игра.
2. «Дерево добрых дел» – игра – занятие.
3. «Бабушкина школа» – коммуникативная игра.
4. «Поговорим о милосердии» – занятие.
5. «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед» – пословицы о семье.
Взаимодействие: родители – педагоги
1. «Нравственные законы семьи – законы жизни» – консультация для родителей.
2. «Семья на ладошке» – семейная творческая мастерская.
3. Обсудить дома с ребенком, какие добрые дела они сделали за последнее время.
4. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
5. Родителям читать дома с детьми стихи, рассказы и сказки по теме «бабушка и дедушка».
Взаимодействие: педагоги – родители
1. Подготовить беседу для родителей.
2. Дать задание родителям: дома смастерить «Семью на ладошке».
3. Подготовить занятие для детей «Дерево добрых дел».
4. Подготовить занятие для детей «Поговорим о милосердии».
5. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
6. Подобрать родителям литературу по теме. «бабушка и дедушка» для чтения в домашних условиях.
МАЙ
Тема: «День рождения – лучший семейный праздник»
Задачи: привитие ощущения причастности к жизни семьи; приобщение детей к семейным праздникам; содействие умению создать хорошее настроение; развитие уверенности в себе и своих силах; создание атмосферы сотрудничества взрослых и детей; развитие эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков; развитие творческих способностей; формирование умения партнерских взаимодействий со взрослыми; привитие этикета; развитие эмоциональной сферы; привитие элементарных правил культуры поведения.
Взаимодействие: дети – родители – педагоги
1. «Как на наши именины испекли мы каравай» – праздничная программа для детей.
2. «А у нас хорошее настроение!» – коммуникативные игры.
3. «Подарок своими руками» – творческая мастерская.
4. «Азбука эмоций» – занятие.
5. «День рождения» – сюжетно – ролевая игра.
6. «Не нужен клад, когда в семье лад» – пословицы о семье.
Взаимодействие: родители – педагоги
1. «Привитие этикета» – из серии «Прививаем полезные привычки детям» – консультация для родителей.
2. Помочь ребенку в домашних условиях сделать «Подарок своими руками» для именинника.
3. Обсудить с педагогом сценарий праздничной программы, подготовить веселые конкурсы.
4. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
5. Родителям читать дома с детьми стихи, рассказы и сказки по теме «день рождения, этикет».
Взаимодействие: педагоги – родители
1. Обсуждение с родителями сценария праздничной программы, подготовить с родителями веселые конкурсы.
2. Подготовить консультацию для родителей.
3. Подготовить коммуникативные игры для детей «А у нас хорошее настроение!».
4. Дать задание родителям: изготовить для именинника «Подарок своими руками».
5. Подготовить занятие «Азбука эмоций».
6. Подобрать пословицы, подходящие к теме.
7. Подобрать родителям литературу по теме «день рождения, этикет» для чтения в домашних условиях.
9. Результат:
В процессе реализации социального проекта были созданы благоприятные условия включения семьи в процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья были включены дети, не имеющие проблем со здоровьем, для взаимной интеграции детей – инвалидов и общества; была создана модель взаимодействия педагогов с семьей. В итоге предполагаемая гипотеза подтвердилась: процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество идет эффективно.
В ходе реализации проекта происходит :
• формирование способности ребенка с ограниченными возможностями к самовыражению, самореализации и саморазвитию;
• формирование чувства уверенности в себе, своем поведении и своих силах;
• социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями посредством развития коммуникативных навыков;
• развитие у ребенка осознанного эмоционально – положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
• формирование социальной компетентности;
• признание ребенка с ограниченными возможностями как личности в обществе;
• признание его успехов и достижений в обществе;
• изменение статуса ребенка в семье и обществе;
• улучшение качества жизни ребенка и его семьи;
• расширение круга общения с другими детьми и взрослыми.
Основным показателем определения эффективности социальной адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями является повышение уровня развития его социальных навыков (уверенность, самостоятельность, сотрудничество) за время реализации проекта.