Получи документы

Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов

юлия карикова
Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов
▼ Скачать + Заказать документы

С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

Речь- как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды детской деятельности. От качества речи, умение пользоваться ею в игре, в образовательной деятельности зависит успешная деятельность детей, приятия сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Проведя наблюдения и мониторинговые исследования детей нашей группы мы выявили ряд проблем

Перед нами встали задачи, которые нам необходимо решить:

Публикация «Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов» размещена в разделах

-Обогащать познавательную сферу детей информацией через организованную образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь

-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности

-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательно-речевой активности.

-Совершенствовать предметно-развивающую среду по данному направлению

-Обогащать социальный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

-Развить позицию самостоятельности, активности,инициативности в поисках ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности, направить энергию и любопытство наших детей в нужное русло.

Как показывает практика, особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому наш первый шаг в работе над проектом- выбор темы (постановка проблемы).

Второй шаг- это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где мы учитываем все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинаем совместную работу с детьми.

Первый этап разработки проекта- Мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которую предлагаем детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Вводим детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулируем задачи.

Второй этап работы над проектом : Мы разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза- это и есть цель проекта). Помогаем детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Определяем источники информации, подбираем материалы и оборудования для работы.

После составления совместного плана действий начинаем третий этап работы над проектом- его практическая часть. Наша задача на данном этапе- создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом является презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал воспитанников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Защита проектов осуществляется в различных формах : в процессе игровой интегрированной деятельности и театрализованных представлений, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим. Мы создаём все условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой, невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

В своей группе с детьми мы уже реализовали несколько проектов : это

Проект «Книга- лучший друг», целью которого, привить любовь к художественному слову, интерес к книге, развивать познавательные и коммуникативные качества. Нами была проведена большая работа : оформлена групповая библиотека, знакомились с историей создания книги, изготовляли книжки- малышки по темам, рисовали рисунки, упражнялись в самостоятельном сочинительстве маленьких стишков, сказок. Была оформлена выставка книг детских писателей, знакомили детей с их творчеством, участвовали в литературных викторинах, драматизации сказок, рисовании иллюстраций к любимым сказкам. Итог проекта : «Викторина сказок», семейная выставка «Закладка своими руками», оформление уголка книг, выставка творческих работ.

Особый восторг у детей вызвал исследовательско -творческий проект : «Вода- наш добрый друг», где мы с детьми эксперементировали, проводили опыты с водой, учились играть с ней, и конечно же итогом проекта стал КВН «Чистая вода нужна всем и всегда» альбом «Где живёт вода»

-Творческие проект «Здравствуй осень, здравствуй осень хорошо, что ты пришла» направленный на развитие познавательных интересов, связной речи,цветовосприятия, умения детей наблюдать и делать выводы. Итог данного проекта : совместная выставка с детьми и родителями поделок из природного материала. Праздник «Осенняя ярмарка»

В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Скоро, скоро он придёт добрый праздник Новый год», направленный не только на развитие познавательно- речевого интереса, но и на формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта нами был проведё н ряд мероприятий: конкурсы» Новогодняя игрушка», «Лучшее стихотворение», «Поделка своими руками», театрализованное представление «Снежная королева», ёлка «Новогодних пожеланий», работала почта «Деда Мороза».

В настоящее время близится к завершению проект «Мама- дорогой на свете человек» где завершающим этапом станет : выставка творческих рисунков «Моя милая мама», подарок изготовленный своими руками маме, концерт для мам «Шарик пожеланий»

Используя традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей, поэтому мы считаем, что самый короткий путь решения этих проблем- это путь через игру. Ведь игра-это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Из своего игрового опыта ребёнок черпает представления, которые он связывает со словом и развитием коммуникативных качеств.

В любой из своих проектов мы обязательно включаем систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных качеств у детей. Отдельные виды игр по разному влияют на развитие познавательно- речевой деятельности. Мы предлагаем дидактические игры в занимательной, игровой форме, где дети сами находят решения, преодолевая трудности- это повышает их познавательную, умственную и речевую активность. Мы убедились в эффективности игр-экспериментов, они дают возможность детям научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результатов. В строительно-конструктивных играх происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками, они носят коллективный характер. А также включаем разнообразные формы работы : Составление творческих рассказов, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, продуктивную деятельность, чтение художественной литературы,экскурсии и др.

Но особый интерес у детей вызвали ролево- игровые проекты.

Ролевые игры помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, музыканта. Каждый ребёнок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому мы уделяем большое внимание театрализованной деятельности, всем видам театра, драматизации, играм- имитации, играм- импровизации, музыкальным играм и др. Мы создаём необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр.

Опираясь на это нами были разработаны и реализованы ролево-игровые проекты как :

Проект «Моя семья» где конечным продуктом стала выставка рисунков» Счастливый выходной день», фотоотчёт «Наша счастливая семья»

Ролево- игровой проект «Все профессии нужны, все профессии важны» конечный продукт презентация «Профессии»

Ролево -игровой проект «Наша Армия» Он был завершён спортивным праздником «К защите Родины готов» и выставкой поделок, детских рисунков, изготовлен коллаж «Мой папа в армии»

Как показал наш опыт работы, спецификой использования метода проектов является то, что нам педагогам необходимо наводить ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и втягивать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Реализуя метод проектной деятельности, исходя из результатов проведённого нами наблюдения и мониторинга, можно сделать следующие выводы:

-действуя самостоятельно, дети начали разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях

-дети делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, могут выразить свою точку зрения, не боясь высказать свои предположения

-полученные знания наши воспитанники используют для создания новых объектов деятельности

-У детей наблюдается большие сдвиги в познавательно-речевом развитии

-участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимым в группе сверстников и в обществе.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнёрство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса, интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей, педагогов и родителей в процессе реализации проекта решаются все задачи программы по развитию речи у дошкольников.

Публикации по теме:

Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой» Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой" Воспитание любви к сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста.

Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой» Любознательность ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство.

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности ребёнка через музыкально-ритмические движения» Что такое гармоничное развитие личности? Данный вопрос интересует многих, но не все готовы приступить к развитию личности т. к. чего уж тут.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Проект: «Опыт разработки проектов в сфере экологического образования» Опыт разработки проектов в сфере экологического образования Актуальность: В современных условиях, когда происходит воздействие общества.

Проект «Реализация защиты прав ребёнка, через организацию и проведение «Дня правовых знаний» в ДО Проект «Реализация защиты прав ребёнка, через организацию и проведение «Дня правовых знаний» в дошкольной организации. Повышение правовой.

Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы) Развитие основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы. (опыт работы). В старшем дошкольном возрасте память по скорости.

Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм Социальный опыт ребенка или формирование моральных норм Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений.

Инновационный опыт Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования Статья «Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Ишеева.

Выставка детских работ как способ повышения самооценки ребёнка (опыт работы)Выставка детских работ как способ повышения самооценки ребёнка (опыт работы) Когда работаешь с детьми, понимаешь, что многим из них нужно помочь повысить свою самооценку, утвердится. Много есть для этого способов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов
Опубликовано: 14 августа 2015 в 19:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов» (включая файлы) размещена пользователем юлия карикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД