юлия карикова
Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.
Речь- как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды детской деятельности. От качества речи, умение пользоваться ею в игре, в образовательной деятельности зависит успешная деятельность детей, приятия сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Проведя наблюдения и мониторинговые исследования детей нашей группы мы выявили ряд проблем
Перед нами встали задачи, которые нам необходимо решить:
Публикация «Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов» размещена в разделах
-Обогащать познавательную сферу детей информацией через организованную образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь
-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности
-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательно-речевой активности.
-Совершенствовать предметно-развивающую среду по данному направлению
-Обогащать социальный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
-Развить позицию самостоятельности, активности,инициативности в поисках ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности, направить энергию и любопытство наших детей в нужное русло.
Как показывает практика, особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому наш первый шаг в работе над проектом- выбор темы (постановка проблемы).
Второй шаг- это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где мы учитываем все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинаем совместную работу с детьми.
Первый этап разработки проекта- Мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которую предлагаем детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Вводим детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулируем задачи.
Второй этап работы над проектом : Мы разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза- это и есть цель проекта). Помогаем детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Определяем источники информации, подбираем материалы и оборудования для работы.
После составления совместного плана действий начинаем третий этап работы над проектом- его практическая часть. Наша задача на данном этапе- создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом является презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал воспитанников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Защита проектов осуществляется в различных формах : в процессе игровой интегрированной деятельности и театрализованных представлений, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим. Мы создаём все условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой, невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
В своей группе с детьми мы уже реализовали несколько проектов : это
Проект «Книга- лучший друг», целью которого, привить любовь к художественному слову, интерес к книге, развивать познавательные и коммуникативные качества. Нами была проведена большая работа : оформлена групповая библиотека, знакомились с историей создания книги, изготовляли книжки- малышки по темам, рисовали рисунки, упражнялись в самостоятельном сочинительстве маленьких стишков, сказок. Была оформлена выставка книг детских писателей, знакомили детей с их творчеством, участвовали в литературных викторинах, драматизации сказок, рисовании иллюстраций к любимым сказкам. Итог проекта : «Викторина сказок», семейная выставка «Закладка своими руками», оформление уголка книг, выставка творческих работ.
Особый восторг у детей вызвал исследовательско -творческий проект : «Вода- наш добрый друг», где мы с детьми эксперементировали, проводили опыты с водой, учились играть с ней, и конечно же итогом проекта стал КВН «Чистая вода нужна всем и всегда» альбом «Где живёт вода»
-Творческие проект «Здравствуй осень, здравствуй осень хорошо, что ты пришла» направленный на развитие познавательных интересов, связной речи,цветовосприятия, умения детей наблюдать и делать выводы. Итог данного проекта : совместная выставка с детьми и родителями поделок из природного материала. Праздник «Осенняя ярмарка»
В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Скоро, скоро он придёт добрый праздник Новый год», направленный не только на развитие познавательно- речевого интереса, но и на формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта нами был проведё н ряд мероприятий: конкурсы» Новогодняя игрушка», «Лучшее стихотворение», «Поделка своими руками», театрализованное представление «Снежная королева», ёлка «Новогодних пожеланий», работала почта «Деда Мороза».
В настоящее время близится к завершению проект «Мама- дорогой на свете человек» где завершающим этапом станет : выставка творческих рисунков «Моя милая мама», подарок изготовленный своими руками маме, концерт для мам «Шарик пожеланий»
Используя традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей, поэтому мы считаем, что самый короткий путь решения этих проблем- это путь через игру. Ведь игра-это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Из своего игрового опыта ребёнок черпает представления, которые он связывает со словом и развитием коммуникативных качеств.
В любой из своих проектов мы обязательно включаем систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных качеств у детей. Отдельные виды игр по разному влияют на развитие познавательно- речевой деятельности. Мы предлагаем дидактические игры в занимательной, игровой форме, где дети сами находят решения, преодолевая трудности- это повышает их познавательную, умственную и речевую активность. Мы убедились в эффективности игр-экспериментов, они дают возможность детям научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результатов. В строительно-конструктивных играх происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками, они носят коллективный характер. А также включаем разнообразные формы работы : Составление творческих рассказов, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, продуктивную деятельность, чтение художественной литературы,экскурсии и др.
Но особый интерес у детей вызвали ролево- игровые проекты.
Ролевые игры помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, музыканта. Каждый ребёнок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому мы уделяем большое внимание театрализованной деятельности, всем видам театра, драматизации, играм- имитации, играм- импровизации, музыкальным играм и др. Мы создаём необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр.
Опираясь на это нами были разработаны и реализованы ролево-игровые проекты как :
Проект «Моя семья» где конечным продуктом стала выставка рисунков» Счастливый выходной день», фотоотчёт «Наша счастливая семья»
Ролево- игровой проект «Все профессии нужны, все профессии важны» конечный продукт презентация «Профессии»
Ролево -игровой проект «Наша Армия» Он был завершён спортивным праздником «К защите Родины готов» и выставкой поделок, детских рисунков, изготовлен коллаж «Мой папа в армии»
Как показал наш опыт работы, спецификой использования метода проектов является то, что нам педагогам необходимо наводить ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и втягивать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Реализуя метод проектной деятельности, исходя из результатов проведённого нами наблюдения и мониторинга, можно сделать следующие выводы:
-действуя самостоятельно, дети начали разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях
-дети делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, могут выразить свою точку зрения, не боясь высказать свои предположения
-полученные знания наши воспитанники используют для создания новых объектов деятельности
-У детей наблюдается большие сдвиги в познавательно-речевом развитии
-участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимым в группе сверстников и в обществе.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнёрство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса, интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей, педагогов и родителей в процессе реализации проекта решаются все задачи программы по развитию речи у дошкольников.