Лариса Разумкина
Социальный интеллект: психологические аспекты
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Как известно, социальный интеллект является важнейшим элементом успешности введения человека в социальную жизнь общества. Социальный интеллект формирует благоприятные предпосылки для самореализации личности, что обеспечивает актуальность социальному интеллекту как предмету исследования психологической науки.
Ключевые слова: социум, психология, социальный интеллект, специальная психология.
Публикация «Социальный интеллект: психологические аспекты» размещена в разделах
Abstract. As you know, social intelligence is a critical element of the success of the introduction of the human social society. Social intelligence creates favourable preconditions for self-realization, which ensures the relevance of social intelligence as the subject of research of psychological science.
Keywords : society, psychology, social intelligence, special psychology.
Социальный интеллект является одной из наиболее спорных категорий, которая вызывает неподдельный интерес в различных отраслях психологических знаний. В данной статье рассмотрены понятие, теории и основные элементы социального интеллекта.
Первым раскрыл понятие социального интеллекта Э. Торндайк в 1920 году. В своих научных работах, он раскрывал социальный интеллект как предусмотрительность в отношениях, складывающихся между людьми и приравнивал его к способности мудро поступать в межличностном взаимодействии.
Э. Торндайк выделил 3 вида интеллекта :
1. Абстрактный интеллект, как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и проводить с ними различные действия;
2. Конкретный интеллект, как способность понимать вещи и предметы материального мира и проводить с ними различные действия;
3. Социальный интеллект, как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.
Э. Торндайк раскрыл социальный интеллект как часть общего интеллекта и при его исследовании значительное внимание уделял познавательным процессам (социальное восприятие).
Дж. Гилфорд – американский психолог, автор выдающихся работ в области интеллекта. Первым создал общую модель структуры интеллекта и вытекающий из нее, надежный тест для измерения социального интеллекта. Дж. Гилфорд рассматривал данную категорию как систему интеллектуальных способностей, которые связаны с познанием поведенческой информации. Следует отметить, что модель Дж. Гилфорда включает 120 интеллектуальных факторов, то есть способностей. Гилфорд отмечает, что в основе понимания поведения других людей и самого себя лежит невербальный характер.
На современном этапе развития психологии все больше ученых посвящают свои работы различным аспектам социального интеллекта. Например, Дж. Гилфорд Н. Кэнтор, Д. Китинг, Г. Оллпорт, М. Салливен, Э. Торндайк, М. Тисак, М. Форд определили сущность понятия и функций социального интеллекта, которые и раскрывают содержание данного понятия. Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, С. Космитский, О. П. Джон, В. Н. Куницына, Д. В. Ушаков раскрыли структуру и содержательные характеристики компонентов в составе социального интеллекта. Г. В. Акопов, И. Ф. Баширов, Г. Ю. Любимова, Е. И. Пащенко, Ю. П. Поваренков, Д. В. У шаков выявили особенности развития социального интеллекта в процессе профессионального обучения [1].
В России рассмотрением категории социального интеллекта заинтересовались сравнительно недавно. С 90-х годов XX века изучением данного понятия занялись такие ученые как М. В. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова и др. Следует отметить, что само понятие социальный интеллект не упоминалось, однако в содержательном плане они были близки к раскрытию данной категории в психологии.
В. Н. Куницына в своих научных трудах раскрывает новый подход к рассмотрению социального интеллекта. Она описывает социальный интеллект как ««глобальную способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» [2].
Социальный интеллект позволяет обеспечить понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции и невербальных реакций.
Первоначально изучение социального интеллекта проводилось среди категории взрослых и психически здоровых лиц. В настоящее время проблема социального интеллекта внедряется и в специальную психологию. Дж. Лауве отметил, что для успешной интеграции детей с отклонениями в развитии важны общение, социальный опыт и определенные способности в мышлении.
В отечественной психологии протекало множество исследований, посвященных изучению социального интеллекта у детей с отклонениями в развитии. Данные исследования касаются в основном категории детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Проводимые исследования показывают, что социальный интеллект более доступен этим детям являясь одним из механизмов адаптации и интеграции в социальную среду.
Данной категории детей посвятили свои научные труды ряд исследователей. Например, М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, И. В. Семенченко, Н. Б. Шевченко и др. доказали, что дети с отклонениями в развитии умеют пользоваться социальным интеллектом для анализа поведения и действий партнера по общению.
М. Г. Агавелян, Е. А. Медведева, Е. В. Никифорова и др. проводили исследования в области восприятия эмоционального состояния человека и определили, что особенности невербального поведения доступны уже младшим школьникам с нарушением интеллекта.
Учащиеся, которые имеют в подростковом возрасте большой социальный опыт и обладающие интеллектуальной недостаточностью, умеют распознавать невербальные знаки (О. К. Агавелян, М. Г. Агавелян, Ж. И. Намазбаева, Е. В. Хлыстова) [3].
Существует методика, разработанная Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой, целью которой является изучение способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоционального состояния. Методика направлена на исследование способности к эмпатии как одного из компонентов социального познания. Следует отметить, что правильно разработанная методика позволяет провести глубокую диагностику уровней развития способности к распознаванию эмоциональных состояний партнера по общению, что и показано в работах Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой.
Подводя итоги, следует отметить, что социальный интеллект является относительно новым понятием. Беря свои истоки с начала XX века, оно стремительно развивается и по сей день. Появляется новая тенденция в исследовании социального интеллекта – привлекается новый диагностический материал, создаются новые инструменты для выявления уровня социального интеллекта личности.
Использованные источники:
1. Соловьева О. В., Гречкина А. А. Социальный интеллект как психологический феномен // Наука, образование и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2016. – 269 с.
2. Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура, функции взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Выпуск 1. – Ч. 1, 1995.
3. Фатихова Л. Ф., Харисова А. А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2010. – 69 с.