Татьяна Дубровская
Социальный благотворительный проект «Шуйские Волонтерики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
Шуйская средняя общеобразовательная школа №1
Проект волонтерского движения в детском саду
«Шуйские волонтерики»
Проект разработали :
Старший воспитатель Дубровская Т. М.
Шуя, 2021 г.
Аннотация проекта.
Публикация «Социальный благотворительный проект „Шуйские Волонтерики“» размещена в разделах
Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.
Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально — нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.
Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это :
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда, как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. И. А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л. М. Шипицыной, О. В. Заширинской, Е. И. Кульчицкой. П. Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Актуальность проекта.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ. В соответствии с ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка. Т. о. пришлось пересмотреть подход к организации условий развития ребенка – дошкольника.
Коллектив МОУ Шуйская СОШ1 (ДО) начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одной из таких форм является волонтерская деятельность, о которой много пишут и говорят. Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.
Цель проекта : Внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта :
1. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Новизна состоит в том, что организация волонтёрского движения предполагается в условиях детского сада с детьми и родителями
Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, общественно-полезный
Вид проекта : межгрупповой, долгосрочный
Срок реализации проекта : 1год (с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.) с дальнейшим пролонгированием.
Участники проекта : воспитатели ДОУ; дети всех возрастных групп; родители, бабушки, дедушки воспитанников
Этапы реализации проекта :
Этап Сроки реализации Содержание Ответственный
I этап – подготовительный
Социально-психологическая подготовка волонтеров.
июль -август Изучение теоретических аспектов детского волонтёрства; проектирование организации культурной практики в ДОУ Ст. воспитатель
II этап – организационный
Формирование волонтерского движения.
сентябрь Мотивирование детей на волонтёрскую деятельность; разработка атрибутов волонтёрского движения в ДОУ и правил волонтёра воспитатели групп, ст. воспитатель
III этап – практический
Путешествие в мир добрых дел и поступков.
октябрь - май Проведение конкретных акций и мероприятий воспитатели групп, ст. воспитатель
IV этап – заключительный
Ожидаемые результаты и социальный эффект. май Подведение итогов волонтёрской деятельности за учебный год; организация фотовыставки «Наши добрые дела»; определение перспектив дальнейшего развития проекта Ст. воспитатель
воспитатели групп
План реализации проекта :
Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция». «Акция - это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели» - словарь Ожегова. Акция - активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом - проведение тематического дня. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.
Наименование акции Краткое описание Сроки проведения Ответственный
Благотворительная акция по сбору кормов для бездомных животных, приуроченная в всемирному дню домашних животных Сбор кормов, ветоши для приюта бездомных животных Октябрь- ноябрь Ст. воспитатель, воспитатели групп
«Добрые крышечки» "Добрые крышечки" – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ" и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». в течение года Ст. воспитатель, воспитатели групп
«Покормите птиц зимой!» Изготовление кормушек. Организация «птичьей столовой» Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март Воспитатели групп
Акция– Международный день книгодарения Приобретение родителями новых книг или литературы для повторного чтения в местную библиотеку апрель Воспитатели групп
Благотворительная акция по сбору кормов для бездомных животных, приуроченная к – Всемирному дню кошек Сбор кормов, ветоши для приюта бездомных животных март Воспитатели групп
Акция «Сбор макулатуры» - Международный день леса Сбор мукулатуры март Воспитатели групп
Акция, посвященная 7 апреля - Дню здоровья «МОУ Шуйская СОШ 1 (ДО) – территория здоровья!». Основная цель данного мероприятия – формирование общественного мнения о необходимости формирования здорового образа жизни. апрель Воспитатели групп
«Бессмертный полк», «Марш красных гвоздик» Участие в шествии «Бессмертный полк», оформление выставки ко Дню Победы, представление презентаций и рассказов о своих прадедах – ветеранах. май Воспитатели групп, музыкальный руководитель
«Подари улыбку другу» Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помогает нам осуществлять акцию: «Подари улыбку другу». Эта акция добра, которая веселит и радует как детей, так и взрослых Дети читают стихи, поют песни, дарят родителям и сотрудникам весёлые смайлики, говорят добрые слова. май Воспитатели групп
Акция «Посади дерево» Посадка деревьев и кустарников на территории детского сада силами родителей, детей и сотрудников ДОУ. май Воспитатели групп, родительский комитет
Ожидаемые результаты и социальный эффект :
1. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
2. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
3. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта : включение в технологию детей - школьников с целью преемственности различных ступеней образования. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте. Привлекать новых социальных партнёров.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. с. 32.
2. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с. 98-99.
3. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. с. 94.
4. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111. — URL https://moluch.ru/archive/232/54106/
5. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. В. А. Деркунской – М. : Центр педагогического образования, 2018.