Елена Северина
Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 2
Тема педагогического опыта
«Социальное развитие дошкольников с ОВЗ
средствами театрализованной деятельности в ДОО»
Северина Елена Васильевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
2022 год
г. Заполярный
Публикация «Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Социальное развитие дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО»
Актуальность и перспективность, его практическая значимость
Современная система образования ориентирована на личность ребёнка, развитие его творческой активности, а театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип осуществления личностно – дифференцированного подхода в обучении и воспитании. Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Опыт моей работы направлен на развитие личностных качеств дошкольников через театрально - игровую деятельность и может быть полезен педагогам, работающим по различным образовательным программам, а также в семейной форме образования детей дошкольного возраста.
Основная идея педагогического опыта
Формирование социально-коммуникативного опыта дошкольников с ОВЗ, подготовка к успешной интеграции выпускников группы комбинированной направленности в общеобразовательные школы.
Цель и задачи опыта
Целью опыта работы по выбранной теме является формирование опыта социальных навыков детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. Совершенствовать формы организации театрализованной деятельности в группе.
2. Разработать комплексную систему методов и приемов театрализованной деятельности для детей с ОВЗ, учитывая современные психолого-педагогические требования.
3. Создать условия для развития эмоциональной сферы воспитанников.
4. Формировать личностные качества воспитанников: самостоятельность, активность, креативность, инициативность, любознательность.
Новизна опыта
Использование в работе интегративного подхода в театрализованной деятельности через образовательную игру, социоигровой метод В. М. Букатовой, внедрение технологии «Азбука общения» Л. М. Шипициной, О. В. Защиринской и «Технологии развития коммуникативных способностей у дошкольников» Л. В. Черницкой, технологии проектирования.
Диапазон педагогического опыта
Дети дошкольного возраста с ОВЗ, родители, педагоги и специалисты ДОО
Этапы разработки проблемы
1. Подготовительный этап 2018 – 2019гг.
На этом этапе осуществлялось изучение теоретического опыта по теме «Социальное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности в ДОО».
2. Внедрение в практику 2019 – 2020 гг.
На этом этапе осуществлялось использование в работе интегративного подхода в театрализованной деятельности через образовательную игру, социоигровой метод В. М. Букатовой, внедрение технологии «Азбука общения» Л. М. Шипициной, О. В. Защиринской и «Технологии развития коммуникативных способностей у дошкольников» Л. В. Черницкой, технологии проектирования.
3. Обобщение и оценка результатов 2020 – 2021 гг.
Выступления на теоретических и практических семинарах ДОО:
Мастер-класс «Игра как средство развития эмоционально-речевой сферы детей с ОНР»;
Презентация опыта работы «Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника»;
Презентация проекта «Фестиваль сказок»;
Консультация для молодых специалистов «Создание условий для самостоятельной театрализованной деятельности воспитанников»
Показ открытых мероприятий для педагогов ДОО района:
ООД «Путешествие к Острову Сокровищ»;
ООД «Семья – созвездие земное».
Выступления на областных семинарах;
областной Марафон педагогического опыта «Дети 21 века: художественно-эстетическое развитие» выступление по теме «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой».
Размещение методических разработок на образовательных ресурсах в сети Internet :
Публикация в материалах Творческой мастерской специалиста ДОУ «Педагогическая мозаика» журнала «Современное дошкольное образование» педагогического опыта «Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в условиях современного ДОУ».
4. Анализ и прогнозирование 2021 – 2022 гг.
На этом этапе проводился анализ применения опыта в современных образовательных условиях и адаптация опыта к требованиям ФГОС ДО.
Принципы, используемые в работе
- принцип наглядности;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип систематичности и последовательности обучения;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (В. И. Логинова)
- приобщение детей к соцкультуре, нормам и традициям семьи, общества и государства;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром.
Формы работы
1. ООД
2. Образовательная игра
3. Игры на формирование эмоциональной сферы
4. Развлечения, досуги, концерты
5. Театральные постановки
6. ИКТ
7. Игры-драматизации
8. Хороводные игры
9. Проектный метод
10. Самостоятельная игровая деятельность
11. Посещение детьми театров, выставок, концертов совместно с родителями
12. Консультативная помощь педагогам и родителям.
Этапы развития творческих способностей
1. Накопление впечатлений.
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстрированность в рисовании.
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Предполагаемые результаты
1. Повысится уровень художественно-эстетического и эмоционального развития воспитанников (восприятие литературных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и содействие главным героям);
2. Активизируется познавательная деятельность воспитанников (умение думать, анализировать, классифицировать, делать выводы);
3. Окрепнет взаимосвязь между детьми, родителями (законными представителями, педагогами и специалистами;
4. Расширятся знания детей о театре, его структуре и видах;
5. Усилиться возможность самореализации каждого ребенка в условиях данного вида деятельности, с учётом его игровых предпочтений и интересов;
6. Активизируются самостоятельные проявления эмоциональной отзывчивости по отношению к другим в условиях театрализованной деятельности.
Перспектива
Планирую модифицировать свой опыт в соответствии с ФГОС ДО.
Литература
1. Программа «Театр – творчество - дети : играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
2. Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой.
3. Пособие «Играем в театр» Т. И. Дороновой.
4. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
5. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. - метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.