Нина Лаевская
Социальное партнерство как фактор социализации детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Наш детский сад посещают дети с различными образовательны-ми потребностями, в том числе и дети с тяжёлым нарушением речи (ТНР). Преодоление ре-чевых нарушений у детей с ТНР - очень сложная и трудоемкая работа. Процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общество требует особого внимания. Социализация определена как процесс становления личности, обучения и освоения индиви-дом ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Кроме того, она предпола-гает освоение социальных ролей, культуры общества. Социальная адаптация является многогранным процессом, предполагающим формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Одним из направлений нашей работы стало использование возможностей социума в реализации коррекционных, образовательных, воспитательных задач в работе с детьми с ТНР.
Публикация «Социальное партнерство как фактор социализации детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В рамках комплексного взаимодействия нами организовано социальное партнерство с лицеем №135. Лицей ежегодно организует семинары по преемственности. Под преемствен-ностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка. Совместные мероприятия с учащимися - бывшими воспитанниками решают задачу повышения качества коррекционной работы и эффективности овладения речевыми навыками. Частые гости детского сада, наши бывшие воспитанники, а ныне лицеисты. Школьникам интересно вспомнить, как они ходили в этот садик, играли игрушками, были такими же маленькими. А сейчас они могут поделиться своим опытом, поиграть с малышами, научить их многому. Разновозрастное общение взаимно обогащает детей. Лицеисты представляют нам свои проекты, которые успешно защитили на уровне класса, лицея. Чтобы материал был интересен для дошкольников воспитатели и специалисты проводят предварительную работу. А школьники уверенно представляют свои презентации, стараются, чтобы их выступление было доступным для наших дошколят. А в заключении задают вопросы малышам. Взаимодействие между детским садом и лицеем, осуществляемое в процессе проведения совместных мероприятий, способствует совершенствованию коммуникативных компетенций, успешной социализации детей.
Для повышения эффективности коррекционной работы нами используются возмож-ностей культурных учреждений района, города. Для нас было интересно сотрудничество с центром традиционной народной культуры Среднего Урала, в рамках которого были организованы мастер классы на тему «Старинные ремесла России», «Работа с каменной крошкой».
Совместно со студией рисования "Солнечный дом" проводились мастер-классы по рисованию песком. В организации данных мероприятий оказывали содействие бывшие родители. Работа с песком способствует гармонизации эмоционального состояния детей, создает творческую атмосферу, располагает к гармоничному взаимодействию.
Нами организуются экскурсии в музей истории завода «Уралхиммаш», где для детей проводятся занимательные беседы, тематические выставки детских рисунков.
С целью формирования любви к книгам, бережного отношения к ним и, конечно, углубление интереса к предстоящей школьной жизни педагоги поддерживают тесную связь с детской библиотекой им. Гайдара, с филиалом Чкаловский «Библиотечного центра Екатеринбурга». Дошколятам интересно посещать библиотеку, знакомиться с обстановкой. Ребята узнали, что основную ценность библиотеки составляют книги, в которых содержится много самой интересной информации. Библиотекари рассказывают юным читателям, для чего нужна библиотека; знакомят с правилами поведения в библиотеке, с правилами обращения с книгой. Ребята видят, что у каждой книги есть своя "квартирка"- то место на книжном стеллаже, где она должна находиться, чтобы любой человек, желающий прочитать данную книгу, мог легко и быстро самостоятельно её найти. Дети имеют возможность взять журналы, полистать их, рассмотреть иллюстрации. А многие ребята показали, что умеют читать, чем удивили хозяек библиотеки. Дошкольники получают массу впечатлений, библиотека - потенциальных посетителей-читателей. А как записаться в библиотеку- ребята рассказывают своим родителям.
Сотрудники филиала «Чкаловский» «Библиотечного центра Екатеринбурга» организовали заочную экскурсию по улицам Химмаша для детей нашего детского сада. Для самых юных участников краеведческого проекта «Южные ворота города Екатеринбурга» была разработана программа «Улицы родного Химмаша». В самом начале занимательного путешествия дошколята совместными усилиями собрали символическую пирамиду знаний о родной стороне. Каждый «этаж» пирамиды - планета, страна, город, приближал юных краеведов к своей «малой Родине», улице, на которой они живут. Работа по данному направлению способствовала повышению качества овладения детьми с ТНР навыками речевой практики, совершенствованию коммуникативных компетенций, успешной социализации, расширению кругозора у детей.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Тесное взаимодействие работников библиотек, других образовательных учреждений и педагогов дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Мероприятия, реализуемые в рамках представленных проектов, неоднократно освещались в СМИ(«Химмаш газета», https://www.udoma66.ru/), устанавливая коммуникации между дет-ским садом и социумом.
Социальное партнерство предоставляет дополнительные возможности использования социума в реализации образовательных, воспитательных задач:
-обеспечивается учет требований родителей к качеству образования детей;
-открываются более широкие возможности для совместных досугов;
-осуществляется подготовка детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
Оценка опыта взаимодействия показала, что социальное партнерство способствовало приобретению детьми комплекса ключевых компетенций: социальных культурных, языко-вых, информационных.