Получи документы

Социальное партнерство семьи и образовательной организации

Екатерина Шоморова
Социальное партнерство семьи и образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Статья "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

Е. В. Шоморова

СПб ГБДОУ детский сад № 154

Опыт взаимодействия семьи и образовательной организации сложился в прошлом столетии в условиях единой образовательной системы советского периода, обеспечивавшей тоталитарно-государственный заказ на образование и воспитание новых поколений. Профессионально подготовленные кадры, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали образовательной организации бесспорное главенство в отношениях с семьею. Образовательная организация, как правило, определяла все параметры жизни ребенка, не считаясь с мнениями и пожеланиями ни родителей, ни учащихся. Свои требования к воспитанию образовательная организация дополнительно утверждала через фронтальное психолого-педагогическое просвещение родителей («родительские университеты», «педагогические лектории», беседы с родителями по ситуации). Как правило, программы педагогического обучения, поводы и тематика индивидуальных бесед определялись педагогами. Юридически и фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо собственных требований к образовательным и иным услугам образовательной организации. Тем более она не имела возможности контролировать и официально оценивать ход и результаты учебно- воспитательного процесса. Это означало, что в отношениях с образовательной организации семья занимала полностью подчинённое, зависимое положение. От семьи же требовались безусловная поддержка родителями воспитательно-образовательных усилий школы (или дошкольного учреждения) и государства, посильная помощь своим детям в учебе, контроль их поведения, непременное посещение родительских собраний, занятий «педагогического лектория», а так же оказание помощи педагогам в проведении отдельных хозяйственных дел и воспитательных мероприятий. Что же касается семейного воспитания, то оно имело преимущественно спонтанный характер, опиралось в основном на традиции народной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию педагогов. Благодаря государству образовательное учреждение практически не нуждалась в экономической поддержке со стороны семьи. В силу всего вышесказанного родительская общественность (равно как и любая иная) не могла претендовать и не претендовала на собственный заказ в деле образования и воспитания нового поколения. Социального заказа на образовательные и иные услуги, исходящего от различных социумов, как такового не существовало, и не могло возникнуть.

Темочки:

Поэтому к середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам.

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советских учреждений сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ, дошкольных учреждений с различными видами приоритетной деятельности. Внутри одного образовательного учреждения так же возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Как следствие появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу и детский сад через свой выбор. Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Изменилась общая социальная стратификация населения. Формировавшиеся социальные слои начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В отдельных группах населения уровень образования оказался близким к учительскому, и даже выше. В результате образовательное учреждение оказалась в центре критического внимания родителей, СМИ и общества в целом. Традиционная практика организованных взаимодействий государства, семьи и образовательного учреждения давно уже не соответствует изменившимися социально-образовательными потребностями, возможностями и ожиданиями всех основных участников образовательного процесса. Всё это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и дошкольного и школьного учреждения в системе их взаимодействий в образовательно- воспитательном процессе.

В условиях глубокого социально-экономического и культурного расслоения семей исторически привычный авторитарный характер отношений школы с семьёю является одним из факторов наблюдающегося падения престижа образовательного учреждения и авторитета педагога в глазах общества, роста критических настроений по отношению к системе образования, к его содержанию и качеству. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи, школы и дошкольного учреждения на уровень, адекватный новым качествам и возможностям всех участников взаимодействия, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

В последние два десятилетия изменилось представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Так как это взаимодействие со стороны государства ничем не регулировалось, то многие руководители образовательных учреждений сделали самостоятельную попытку изменить модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Содержание совместной деятельности, отраженное в практике образовательных учреждений, в специальной литературе и научных исследованиях, в это время обозначается преимущественно такими понятиями, как «работа детского сада (школы) с семьей», «поддержка семьи», «сотрудничество» и т. д. Позиция семьи в этих видах социального взаимодействия достаточно пассивна, особенно в двух первых случаях. Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности. Но это уже были первые шаги к тому, чтобы семью поставить в субъектную позицию в данном взаимодействии.

На сегодняшний день партнерство является более перспективным и эффективным видом взаимодействия, но в то же время и более сложным с точки зрения его осуществления.

1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время активно вводится в систему дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Остановимся на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является «социальное партнёрство». В новой философской энциклопедии говорится, что социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Б. М. Генкин считает, что социальное партнёрство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Формирование педагогической компетентности.

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и детьми нами практикуются такие активные формы работы, как консультации – игротеки, консультации – иллюстрации, деловые игры. Например, такие, как «Вернисаж идей и предложений», «Бенефис семейного воспитания». Эти формы работы помогают не только решать воспитательные и образовательные задачи, но и выявлять лидеров среди родительского сообщества или людей компетентных, заинтересованных, активных и т. д.

2. Формирование мобильности родительской общественности.

Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях, .

Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности.

Формы организации этой деятельности разнообразны : Бенефис семейного воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.

При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.

3. Формирование авторитетности родительской общественности.

Участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даё т положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, влечение родителей в образовательный процесс.

Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС).

Поэтому необходимо: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Используя только традиционные методы работы с родителями невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей : правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей помогают основные принципы партнёрства ДОУ и семьи, это:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Первый принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.

5. Открытость.

Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

На протяжении 3 лет в нашем учреждении особое внимание уделяется работе с родителями. Воспитатели групп активно используют как традиционные методы, так и инновационные. Каждый сентябрь они продумывают план мероприятий по взаимодействию семьи и образовательного учреждения. Как правило, в план включаются: тематические выставки поделок своими руками, совместные «субботники», праздничные утренники, мастер-классы. В нашем учреждении стало хорошей традицией проведение общего танца (ребенок и взрослый) на праздниках. С каждым разом родителей-участников становится все больше. В каждой группе есть родительский комитет, который тесно сотрудничает с воспитателями. В нашем учреждении есть совет по урегулированию споров в образовательном процессе. В состав совета входят как родителя, так и педагоги ДОУ. Уже наблюдается первый результат: стало легче решать конфликтные ситуации, родители становятся активными участниками образовательного процесса и охотно участвуют в повседневной жизни ДОУ, прислушиваются к советам воспитателей.

Поэтому мы считаем, что социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Всей своей работой сотрудникам ДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы:

1. Вершинин В. Н., Шаркаев Р. Н. Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы : методические материалы и рекомендации к областному родительскому собранию. Материалы из опыта экспериментальной работы МОУ СОШ №52 г. Ульяновска. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 31 с.

2. Грибоедова Т. П., Медведева Н. З., Москвина Т. В. Журнал «Начальная школа плюс до и после». М. : Издательство ООО «Баласс», 2009 №3.- 95 с.

3. Шушакова Е. Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования. www.maam.ru, 2014.

Публикации по теме:

Социальное партнерство ДОУ и семьи «Социальное партнерство ДОУ и семьи» Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет.

Социальное партнерство в работе мини-музея ДОУ как средство амплификации этнокультурного воспитания детей ВидеоСоциальное партнерство в работе мини-музея ДОУ как средство амплификации этнокультурного воспитания детей Видео Пояснительная записка «Социальное партнерство в работе мини-музея ДОУ как средство амплификации этнокультурного воспитания детей» В последние.

Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Социальное партнерство как способ мотивации познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Тема мероприятия: «Родной край люби и знай» Сотрудники библиотеки подготовили в холле выставку о наших знаменитых земляках. А так же презентацию.

Социальное партнерство ДОО и семьи через развитие семейных традицийСоциальное партнерство ДОО и семьи через развитие семейных традиций Обобщение опыта работы педагогов ДОО Шадриной Г. Н. по теме «Социальное партнерство ДОО и семьи через развитие семейных традиций и талантов».

Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья»Семинар-практикум «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей физической культуры и здоровья» Для детей групп раннего возраста совместно с родителями провела семинар - практикум "Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию.

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка Дошкольная образовательная организация и семья - два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей.

Социальное партнерство и взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные.

Социальное партнерство с семьей на 2017–2018 учебный год Программа социального партнерства с семьей разработана на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО С. Б. Мусакова СПб ГБДОУ детский сад.

Социальное партнерство в дошкольном образовании Социальное партнерство в сфере образования - добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач: • равноправие участников;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социальное партнерство семьи и образовательной организации
Опубликовано: 1 октября 2018 в 17:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальное партнерство семьи и образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шоморова (УИ 814370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД