Светлана Васильева
Социальное партнерство как фактор повышения качества духовно-нравственного воспитания детей в ДОО в сельском социуме
▼ Скачать
Аннотация В данной статье рассказывается о роли социального партнерства как фактора повышения духовно-нравственного воспитания детей в ДОО в сельской социуме
Актуальность
Дошкольное образовательное учреждение сегодня стало рассматриваться не только как детский сад, но, в первую очередь, как образовательное. По современным требованиям любая конкурентоспособная образовательная организация - это организация, обеспечивающая высокий уровень качества образовательных услуг. Образовательное учреждение продолжает совершенствоваться, находя новые пути и технологии, все больше и больше практикуя социальную активность в обществе. Социальное партнерство позволяет преобразовывать, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. [1]
Публикация «Социальное партнерство как фактор повышения качества духовно-нравственного воспитания детей в ДОО в сельском социуме» размещена в разделах
Ключевые слова: социальное партнерство, фактор повышения качества образования, духовно – нравственное воспитание детей.
Одним из основных направлений педагогики является ориентация на нравственные ценности в сфере образования и воспитания. Это направление в настоящее время является наиболее перспективным, так как направлено на возрождение традиций, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и воспитание бережного отношения к историческому наследию нашего народа.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основные принципы: приобщение детей к традициям семьи, общества и государства; содействие процессу взаимодействия детей и взрослых и их взаимодействия с окружающей средой.
В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с наслежным социумом. Реализация данной модели работы направлена на достижение намеченных результатов и совместную работу с социальными партнерами. Настоящее время требует современные формы и виды коммуникаций, которые мобильно и эффективно содействовали бы развитию партнерских взаимодействий социальных институтов наслега с семьей.
Причинами сближения с социумом являются : изменение ориентиров обучения, изменение индивидуальных методов воспитания, расширение возможностей непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с малых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Взаимодействие с социумом дает возможность не только адаптироваться ребенку к окружающей среде, но и расширить представление о семье, о детском саде, организовать исследовательскую работу с ребенком, развивать умственные способности.
В последнее время в жизнь детских садов входит такое понятие, как социальное партнерство. А кто такой социальный партнер, который сочетает в себе эти взаимоотношения? Когда ребенок открывает двери детского сада, он вступает в мир больших возможностей, и сотрудничество с различными организациями может принести много пользы и радости. В настоящее время дошкольное учреждение является самостоятельной системой, способной взаимодействовать с различными социальными институтами. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок формирует многообразие явлений, культурных норм, ценностей, образов поведения. Поэтому очень важно привлечение в процесс воспитания детей дополнительных образовательных ресурсов.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями нашего наслега.
Одним из таких социальных партнеров в нашем наслеге является многофункциональная сельская библиотека МО «Октябрьского наслега». Проблема заметного снижения интереса к чтению в детских садах стала причиной сотрудничества с библиотекой. С сотрудниками библиотеки мы общаемся в начале года. Здесь учитываются наши тематические проекты и памятные даты. Сотрудничество с библиотекой дает возможность детям познавать окружающий мир, развивать познавательные мотивы, прививать им общечеловеческие ценности, знакомиться с народными традициями.
Одним из интересных и перспективных видов деятельности по работе с библиотекой является экскурсии для расширения круга читателей, обогащение и расширение словаря. Более того, экскурсии не являются самоцелью, они предполагают дальнейшую работу с целью развития личности человека по всем направлениям, в том числе духовно - нравственным.
Начиная со старшей группы, мы проводим для детей экскурсии по библиотеке, тематические мероприятия. Сотрудники библиотеки проводят тематические занятия для воспитанников всех возрастов, театрализованные постановки, знакомят детей с темой, рассказывают о народных праздниках и традициях, героях. Прошли такие занятия как: Якутские сказки. Для детей младшего школьного возраста. Перевод с якутского на русский А. А. Борисовой, И. Дерёмова.
В книге представлены якутские сказки в интерпретации народных писателей Якутии Суоруна Омоллооно, Николая Якутского и Моисея Ефимова, созданные в разные годы. Сказки помогают понять добро и зло на протяжении веков. Они имеют важное значение в заложении основы взаимоотношений ребенка с окружающим миром и формировании его первых попыток познания себя и мира через волшебные образы и ситуации. Книга щедро иллюстрирована, что, безусловно, помогает восприятию ребенком текстового материала, а все вместе способствует пробуждению фантазии и творческого мышления детей. В добрый путь, в сказку!
Тесное сотрудничество библиотек и воспитателей позволяет добиться эффективного педагогического воздействия.
Работа с социальным окружением тщательно планируется педагогами и уже начиная со средней группы. Каждое такое занятие заканчивается практической частью, где дети в ходе мастер-классов выполняют различные рисунки или поделки.
Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Детской школой искусств г. Нюрба». Воспитанники этой школы приходят к нам с концертами, на которых знакомят наших деток с игрой на таких инструментах, как баян, аккордеон, домра. Вместе мы проводили конкурс по проекту «Музыка для всех».
Второй год мы участвуем в конкурсе инструментальных исполнителей по проекту «Музыка для всех», которую организовывают педагоги школы искусств. В этом году больше 15 наших детей были призерами этого конкурса. Наши дети ходят в школу искусств на экскурсии, в ходе которых им показывают концерты дети- исполнители.
В результате совместной работы педагогов ДОО и школы искусств у детей формируется нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства, появляется желание в дальнейшем обучаться там. Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Приобщение детей к искусству, к художественно-эстетическим ценностям, является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.
Но главную, центральную роль в сознании ребенка играет семья. Ребенок сохраняет в течении всей жизни то, что он получил от семейного воспитания. Семья-это колыбель духовного развития ребенка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции. Ребенок может достигать высоких показателей в общении со взрослыми. Поэтому другим направлением духовного развития наших детей является сотрудничество не только с социальными заказчиками, но и с активными социальными партнерами.
Для социально-личностного развития дошкольников и сотрудничеству с родителями мы применяем наряду с традиционными нетрадиционные формы работы это-досуговые мероприятия.
Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми, среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми.
Проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей в наших детсадах стало доброй традицией. Проведение подобных мероприятий помогает детям овладеть навыками взаимодействия со взрослыми и детьми. В присутствии родителей дети общаются со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх, активно интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками. В мероприятиях массового отдыха, как правило, принимают участие все дети, и родители. В прошлом году прошла традиционная в нашем саду Масленица провели игры-развлечения не только воспитатели, но и родители.
Подводя итоги сотрудничества ДОО с социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.
Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Известно, что «из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Источники
1. Т. В. Черепова https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/27/sotsialnoe-partnerstvo-faktor-povysheniya-kachestva
2. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012, №7
3. Березка Т. Мы родом из детства: развитие духовно-нравственного потенциала здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12
4. Гулина Н. И. От сердца к сердцу. Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. // Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи : материалы конкурса «Серафимовский учитель – 2013». Т. 1, С. 70-79
5. Феоктистова Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2006. – N4.
Интернет-ресурсы
1. https://aktinoya.ru/
2. https://azbyka.ru/knigi/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-pravoslavnyj-khram-all
3. https://www.logoslovo.ru
4. https://pedagogprav.ucoz.ru/