Надежда Милашевская
Социально-значимый проект «Удивительный мир цветов» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-значимый проект
«Удивительный мир цветов»
(для детей подготовительной группы)
Паспорт проекта
Название и тип проекта «Удивительный мир цветов»
Вид проекта : практико-ориентированный, творческо- информационный, социальный.
Публикация «Социально-значимый проект „Удивительный мир цветов“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Сроки реализации проекта Продолжительность : долгосрочный,
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
(15.03.2023-31.08.2023)
Участники проекта Дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учитель-логопед, воспитатели группы, родители.
Направление проекта Образовательные области проекта :
Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Актуальность Восприятие красоты окружающего мира начинается с детства. Очень важно, что именно ребенок видит в своем окружении. Все пространство, которое включает в себя - это дом, улица, двор, город, прогулочные площадки, участки в детском саду. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании культуры дошкольников. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. С самого раннего возраста нужно учить детей любить и беречь природу.
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан проект «Удивительный мир цветов».
Проблема, на решение которой направлен проект Гуляя с ребенком весной и летом по улицам города, мы постоянно встречаемся с цветами, кустарниками, деревьями. Во время прогулок дети невольно обращают внимание на растения. У них возникают разные вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. «Зачем цветы на Земле?». «Почему цветы такие разные?». «Откуда берутся цветы?». «Как называется этот цветок?» «Почему его так назвали?». Недостаточное представление у детей старшего возраста о цветах, их строении, разнообразии,несформированость умения ухаживать за цветами, все это поможет восполнить Проект.
Цель и задачи проекта Цель : создать условия для формирования бережного отношения к природе, знакомству с разнообразием цветущих растений, развитию творческих способностей детей.
Образовательные:
1. 1. Уточнить и расширить представление детей о цветах, их разнообразии, что садовые цветы сажают и ухаживают за ними.
2. 2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
3. 3. Дать представление о значении цветов в жизни человека и животного мира.
4. 4. Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
5. 5. Обогащать, активизировать словарный запас детей, формировать грамматический строй, развивать диалогическую, монологическую речь, учить составлять описательные, творческие рассказы о цветах.
Развивающие:
6. 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
2. Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным.
3. Развивать умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
7. 4. Активизировать внимание и память детей, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, развивать мелкую моторику рук.
8. 5. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
6. Развивать творческое воображение, любознательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, инициативность у детей в процессе совместной деятельности.
2. Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту.
4. Воспитывать трудолюбие. Развивать желание ухаживать за цветами.
5. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Предмет исследования Знания о цветах, которые нас окружают.
Предполагаемые результаты Проект :
Разовьет познавательную активность детей, интерес к природе, любознательность.
Позволит закрепить представления детей о садовых цветах, способствует формированию у детей бережного отношения к природе, положительно-эмоциональному и осознанному отношению к природе, к цветам, которые окружают ребенка, вызовет желание самим создавать эту красоту вокруг себя.
Сформирует навык культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
Поможет раскрыть творческие способности детей.
Разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.
Повысит родительскую компетентность в вопросах развития речи, поддержании инициативы совместных занятий в семье.
Условия реализации 1. Заинтересованность детей и родителей.
2. Систематичность работы.
3. Осуществление через различные виды деятельности.
Наличие ресурсной базы
• Интерактивная доска, ноутбук;
• календарь;
• садово – огородный инвентарь;
• рассада;
• мультимедийные презентации;
• дидактические игры;
• настольно-печатные игры;
• иллюстрации, картины;
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
• клумбы на участке.
Методы и приемы • Информативно-рецептивный метод: проблемные вопросы, наблюдения, рассматривание, демонстрация наглядных средств.
• Словесный: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции, загадки.
• Репродуктивный: повторение способов действий.
• Исследовательский: опыты, самостоятельные наблюдения, коллективные наблюдения.
• Практический: применение знаний в практической деятельности.
• Игровой: сюжетно-ролевые и дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры.
Продукты проекта 1. Организация выставки рисунков «Парад цветов».
2. Выставка «Книжка-малышка» по теме.
3. Буклет для родителей: «Игры по развитие речи по теме «Цветы».
4. Озеленение участка, высадка цветов, уход за ними.
5. Викторина с детьми «Знатоки цветов».
6. Презентации «Рассказы о цветах в картинках». Викторина «Что ты знаешь о цветах». «Загадки о цветах». «Пальчиковые игры» по теме. «Поиграем с цветами».
7. Выставка фотографий «Цветущее лето».
8. Картотека загадок, стихотворений, игр по теме.
Этапы работы над проектом 1 этап -подготовительный
1. Определение целей и задач проекта. Создание условий для всестороннего развития детей. Сбор и анализ литературы по теме.
2. Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
3. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
4. Составление плана работы над проектом.
5. Беседа с детьми о важности, значении, многообразии мира цветов, рассматривание иллюстраций, фотографий.
6. Подбор наглядно-дидактического материала. Разработка коррекционно-развивающих игр и пособий для непосредственной деятельности с детьми, художественной и познавательной литературы для детей.
7. Подбор и составление картотеки стихотворений и загадок о цветах.
2 этап- основной. Реализация проекта.
Познавательная деятельность.
Просмотр видеофильмов «Какие разные цветы».
Беседа с презентацией «Значение цветов в жизни людей и животного мира».
Беседы о безопасности человека в мире природы, о бережном отношении человека к природе, о способах правильного взаимодействия с миром растений.
Беседа: «Что такое «Красная книга?».
Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях
Заучивание чистоговорок, стихов о цветах совместно с родителями. Отгадывание загадок.
Посадка рассады дома с родителями, наблюдение за ростом растений.
Высадка рассады, уход и полив совместно педагоги, дети, родители.
Наблюдение за насекомыми на клумбах на участке.
Делаем выводы на основе наблюдений, какие цветы притягивают к себе большое количество насекомых (яркой окраски, запах). Зачем насекомые прилетают к цветам?
Консультация для родителей «Безопасность в природе». «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда».
Оформление книжного уголка «Мир цветов».
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «Цветочная клумба».
Дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Угадай-ка», «Опиши цветок», «Сосчитай цветы», «Собери букет», «Домино», «Доскажи словечко», подбор ребенком картинок с изображением цветов с заданным звуком в названии, «4 лишний», «Лото», «Я садовником родился…», «Сложи цветок», «Да-Нетка», «Бабочка-привередница», «Придумай новое слово», «Назови ласково», «Один-много»
Коммуникативная деятельность
1. Составление рассказов на тему: «Мой любимый цветок», «Как мы сажали цветы», «Что бы было, если бы все цветы исчезли», «Если бы я был цветком».
2. Сочинение загадок о цветах на основе плана-описания.
3. Заучивание загадок и стихотворений о цветах.
4. Составление рассказов-описаний на основе картинного плана.
5. Беседы о наиболее понравившихся цветах и действиях.
Художественная литература
Чтение: А. К. Толстой «Колокольчики». В. Катаев «Цветик-семицветик». Е. Благинина «Одуванчик». Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки». Н. Сладков «Любитель цветов».Ю. Мориц «Цветок». М. Познананская «Одуванчик». Е. Трутнева «Колокольчик». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка».
Продуктивная деятельность:
Аппликация: «Незабудки», «Цветущее лето».
Лепка: «Пластилиновые цветы».
Рисование: «Раскрась цветок», «Цветы в вазе», «Букет цветов», «Веселая полянка».
Конструирование: «Тюльпаны», «Волшебный цветок», «Цветочная клумба» оригами.
Двигательная деятельность:
Пальчиковые игры «Цветок распускается»
«Цветы растут», «Наши нежные цветки», «Цветок», «Цветок на поляне», «Тюльпан».
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов». Игры с мозаикой.
Подвижные игры: «Цветы и ветер», «На лужайке»,
«Сидела бабочка», «Садовник и цветы», «Клумба», «Танец растений», «Садовник».
Музыкальная деятельность:
Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа».
Детское экспериментирование, исследовательская деятельность:
Наблюдение, опыты - рост и развитие цветов.
«Как пьет цветок?». «Что нужно для жизни цветка?», «Как продлить жизнь срезанным цветам?». «Где семена быстрее взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей)». «Если долго не поливать цветы, листочки увядают, цветочек падает».
ИКТ:
Просмотр мультфильмов: «Чудесный колокольчик». «Дудочка и кувшинчик». «Цветик-семицветик». «Лунтик «Одуванчик». «Лунтик «Бутон». «Одуванчик – толстые щеки». «Паровозик из Ромашково»
Просмотр презентаций:
«Рассказы о цветах в картинках». Викторина «Что ты знаешь о цветах». «Загадки о цветах». «Пальчиковые игры» по теме. «Поиграем с цветами». Цикл занятий по развивающим фильмам в интернет- сообществе.
Взаимодействие с родителями
1. Изготовление книжек-малышек «Какие разные цветы», «Это интересно». Презентация выставки.
2. Совместная творческая деятельность детей и родителей в составлении гербария.
3. Посадка рассады цветов в домашних условиях.
4. Консультации по темам: «Гербарий своими руками», «Ребенок и природа», «Природа-источник открытий и находок».
5. Экскурсии в лес, сад, луг с целью наблюдения и подтверждения полученных знаний.
6. Уход за цветами на дачном участке.
3 этап заключительный. Подведение итогов проекта.
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выводы и заключение.
3. Результаты проекта.
4. Представление проекта на педагогическом совете.
Результаты проекта :
1. В группе пополнилась развивающая предметно- пространственная среда по теме проекта :
- стихами и загадками;
- работами детей;
-дидактическими играми;
- ЭОР.
2. Укрепилось сотрудничество педагогов ДОУ и семей в вопросах привития любви и уважения к природе.
Дети:
1. Получили новые знания.
2. Появились навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Проявили себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности.
4. Повысился интерес к изучению окружающей природы.
5. Расширился словарный запас, стала богаче связная речь.
6. Повысились коммуникативные, творческие способности детей.
7. Движения пальцев рук стали более координированы.
8. Совершенствование памяти, воображения, мыслительных процессов.
9. Осмысление бережного отношения к природе, создание красоты вокруг себя, освоили правила поведения в окружающей природе.
Родители:
Получили новые знания о том, как можно развивать речь ребенка по теме.
Получили эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми и педагогами при выполнении творческих работ.
Педагоги:
Положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями.
Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Заключение:
Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия педагогов и родителей с использованием различных видов деятельности, разнообразие форм и методов работы с детьми, дидактического материала, способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, привитию эстетических чувств, бережного отношения к природе, создании прекрасного вокруг себя.
Социальная оценка результатов реализации проекта План проекта был полностью реализован.
Участие в проекте объединило не только детей и педагогов, но и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Дети могут самостоятельно классифицировать цветы по месту произрастания, назвать садовые цветы, рассказать, как сажают цветы, как они растут. Научились уважать свой труд и труд других людей. Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Реализация целей и задач проекта со временем поможет сформировать ребенка как миролюбивую, заботливую личность.
Литература ЛИТЕРАТУРА:
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. грамматика в картинках. Цветы. -СПб: «Паритет»,2005.
1. 2. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова, – Минск: Ансар, 1996.
2. 3. Методика экологического воспитания в детском саду, С. Н. Николаева, – Москва: Просвещение, 2000.
3. 4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»
5. Родная природа в стихах и загадках, В. И. Мирясова, С. В. Коноваленко, Москва: Гном-пресс,1999.
6. Шорыгина Т. А. Цветы : какие они? Книга для воспитателей. - М. : ГНОМиД, 2002.