Татьяна Макаренкова
Социально-значимый проект «Смоленск — о нем я с детства знаю!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 22 «Бабочка» г. Смоленск
Социально – значимый проект по экологии «Смоленск – о нем я с детства знаю!»
Выполнила работу: воспитатель 1 категории Макаренкова Т. В.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта :
Публикация «Социально-значимый проект „Смоленск — о нем я с детства знаю!“» размещена в разделах
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
У людей, живущих в современном мире, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. При этом часто мы обвиняем предприятия, выхлопные газы машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Дети смогут прогнозировать негативные воздействия человека на природу, проявив чувства гордости и восхищения малой Родиной, своим родным городом.
Цель проекта : способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой родного города Смоленска.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей элементарные экологические знания о состоянии экосистемы города Смоленска.
2. Обогащать представления об окружающем мире, уточняя представления о том, что портит окружающую среду и, что в природе ничего не исчезает бесследно;
3. Способствовать формированию навыков разумного поведения, пробуждая интерес к созданию благоприятной окружающей среды города
4. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего города, родного края и страны.
5. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
6. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту природы города.
7. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.
8. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Вид проекта : краткосрочный (Октябрь-январь, познавательно-исследовательский, творческий.
Состав участников: педагоги, дети, родители.
Материально-технические ресурсы: бумага, карандаши, краски, природный материал, емкости для сбора батареек, ватман, компьютер, литература о городе Смоленск, брошюры, видеоролики: экскурсии по историческим местам города, знаменитые люди Смоленщины.
Анализ ситуации
Можем ли мы защитить от загрязнения наш город?
Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята нашего ДОУ?
Как это можно сделать?
Обоснование необходимости разработки проекта.
Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту. Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия, не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного города.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Поэтому в проекте «Смоленск - о нем я с детства знаю!» мы хотели показать красоту нашего города детям, какие проблемы есть в нем, как загрязнен наш город, причины этого, пути устранений этих причин. И конечно какой вклад может привнести ребенок со своей семьей в то, чтобы наш город был чистым и красивым.
Анализ внутренней среды:
Благоприятные факторы
Наличие программ и технологий:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой, 2005 г., «Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Программа по дополнительному образованию «Друзья природы» руководитель Макаренкова Т. В.
Предметно – пространственная среда:
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
-краеведческий уголок;
-книги и брошюры про город Смоленск;
-наглядный и демонстрационный материал: календарь природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д., гербарий «Деревья нашего леса»;
- библиотечка книг с экологическим содержанием,
-лэпбук «Экология»
Неблагоприятные факторы
Слабые знания детьми правил поведения в природе и в городе.
Неспособность предусмотреть последствия своих действий.
Слабые экологические знания и отсутствие педагогического опыта у родителей воспитанников.
Принципы реализации проекта :
Научности: знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, в соответствии с научными данными;
Доступности: материал проекта соответствует возрасту детей;
Проблемности: создание проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (поисково-исследовательская деятельность)
Системности: элементарные понятия ребенка отражают основные законы природы и социальную взаимосвязь;
Последовательности: построение проекта от простого к сложному;
Наглядности: для решения экологических задач использовать наглядный материал;
Гуманности: формирование социальных ценностей, владение культурой потребления, сохранение экологической безопасности;
Интеграции: необходимость использования экологических знаний во всех видах деятельности ребенка
Регионализма: изучение объектов живой и неживой природы с учетом истории, географии, этнографии своего края, города:
Безопасности: использование форм и методов работы безопасных для детей.
Средства реализации проекта :
Информационное сотрудничество:
Беседы.
Консультации и сообщения о важности данной проблемы.
Создание фотовыставок с экологическим содержанием. (Приложение)
Создание лэпбука по экологии «Сортируем мусор» и папок – передвижек.
Презентация.
Анкетирование родителей:
«На сколько вы компетентны в вопросах экологии»
Анкета выявления интересов и потребностей родителей
«Ознакомление с городом Смоленском»
Совместная деятельность:
Акции: «Наш город должен быть чистым» (Приложение. Презентация, «Покормите птиц зимой» (Приложение. Презентация
Родительская встреча «Что такое экология?» технология лэпбук. (Приложение. Презентация)
Субботники.
Озеленение участка, пополнение уголка природы, коллекций природного матери.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- навыки правильного поведения в природной среде, в черте города;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы города;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите природы родного края;
- примут активное, живое участие в жизни города;
- проявят личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей, по воспитанию любви к малой родине.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- приобретут дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
- внедрят новые методы и технологии в работе с детьми и родителями по социальной направленности и экологическому воспитанию.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование цели и задач проекта.
Подбор и разработка методической литературы.
Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме.
Формирование мотивационной готовности детей, родителей к участию в проекте. Консультирование, анкетирование подбор материала, форм и методов работы с родителями.
Создание дидактического и методического материала: конспекты занятий и мероприятий.
Разработка перспективного плана работы.
. Практический:
Проведение мероприятий согласно плану.
Содержание работы:
Для эффективности решения поставленных задач мы в стараемся использовать разнообразные интерактивные формы, инновационные технологии.
Для детей в группе постоянно совершенствуем развивающую среды, создание новых пособий:
-гербарий «Деревья нашего леса»
-экологическая тропа в ДОУ
-сборник экологических сказок
- уголок экспериментирования
- уголок «Времена года»
Работа с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность
1. Беседа в подготовительной группе на тему: «Путешествие по улицам города Смоленска» Видео экскурсия.
2. Беседа «Природа Смоленского края : растительный и животный мир» Презентация «Природа Смоленщины» (Приложение)
3. Занятие– игра «Сортировка мусора с использованием лэпбука «Экология».
4. Беседа по окружающему миру на тему: «Наземный транспорт нашего города»
5. Беседа «Птицы в городе зимой»
6. Беседа «Что в вашей семье делают с мусором?»
Познавательное развитие.
Проведение акций: «Наш город должен быть чистым!», «Сохраним елочку», «Поможем птицам зимой» (Приложение)
Подготовка и проведение акций в проекте занимает центральное место:
1. Наблюдение за объектами живой и неживой природы в осенне-зимний период на участке детского сада и в городе.
2. Создание листовок и распространение их возле своих домов, в общественных местах.
3. Эксперименты и наблюдения: (для домашнего экспериментирования) :
«Что происходит с бумагой на улице?» «Кормушка возле моего дома» Наблюдения за живой елочкой, как долго она стоит в доме.
Развивающие игры экологического характера.
Дидактические игры: «Сортируем мусор правильно» (Приложение. «Картотека дидактических игр»)
Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов.
Социально-коммуникативное развитие.
1. Беседы с детьми о том, что можно считать мусором, можно ли увидеть мусор рядом с домом, на территории детского сада, откуда он берется и куда выносится и т. д. («Мусор-проблема №1 в Смоленске», «Вторая жизнь мусора», «Правила поведения в природе» «Сортировка мусора дома» «Утилизация батареек»)
2. Сюжетно-ролевые игры;
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Трудовая деятельность: поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.
Речевое развитие.
1. Чтение литературных произведений: Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Приключение Стобеда», «Хорошо –плохо».
2. Заучивание стихотворений о Смоленске, знакомство с творчеством Твардовского, Исаковского
3. Сочинение экологических сказок.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Выставки рисунков «Наш город должен быть чистым!» и поделок из вторсырья. (Приложение. Фотоотчет)
2. Рассматривание фотографий достопримечательностей города, проблемных территорий города.
3. Оформление листовок «Чистый город начинается с тебя»
(Фотоотчет. Приложение)
Работа с родителями:
Родительская встреча: «Лэпбук «Экология», как интерактивная форма совместной деятельности взрослых и детей» (Презентация)
Анкетирование: 1. «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?», 2. «Выявления интересов и потребностей родителей «Ознакомление с городом Смоленском» (Приложение)
Проведение консультаций на темы:
1. «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
2. «Наш город должен быть чистым!» (Приложение)
3. «Мусор – проблема№1» (Приложение)
Изготовление кормушек, проведение конкурса «Птичье кафе»
Привлечение к совместным действиям в уборке на участке «Детский сад – наш общий дом, пусть будет чисто и уютно в нём».
Листовки «Как организовать раздельный сбор мусора»
«Как организовать дома раздельный сбор мусора?»
Создание буклетов для родителей «Игры для детей в кругу семьи экологической направленности.»
Субботник «Экологический десант».
3 этап – результативный.
Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).
Дети:
- познакомились с новой системой ценностей по взаимоотношению с природой;
- начало формироваться осознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к природоохранным заданиям;
- начала проявляться инициатива, активность, самостоятельность в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры.
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация;
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Итоги проекта :
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные мероприятия объединяют детей и родителей общими делами, впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Способствуют формированию детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. Такой проект расширяет представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять. Пробуждает интерес к созданию благоприятной окружающей среды города. Учит родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Литература:
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М. : Издательский центр «Академик», 2001.
Аксенова З. Ф. Войди в природу другом – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду – М. : Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно – научных представлений экологической культуры детей – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.