Наталья Федотова
Социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста
Ребёнок на втором и третьем году жизни очень эмоциональный, но эти эмоции непостоянны. Ребенок легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое.
С самого раннего детства необходимо заниматься социальным развитием ребёнка. Его нужно приучать к нормам и правилам поведения, чтобы он мог вжиться в любой коллектив. Ребенок обучается при помощи общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.
Публикация «Социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Базу социальному развитию дает семья. Она связана с отношением родителей к ребенку, к друг другу, и с отношениями между всеми членами семьи. Ребенок впитывает в себя всё что видит и слышит.
К трем годам ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Он все хочет делать сам. Нужно это поощрять, давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.
Так же он начинает: верить в свои силы, радоваться, когда его заслуженно хвалят; выражать недовольство, когда ему в чём-то отказывают, упрямится, выражает протест слезами и криком и тд.
К трем годам большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми.
Ребёнок в младшем возрасте ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его контактировать, знакомиться, играть и общаться с другими детьми. Научить считаться с интересами других людей. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
В играх с другими детьми ребёнка нужно научить не отбирать понравившуюся игрушку, а объяснить, что можно ее попросить, обменять и тд. Нужно учить нормальному общению с другими детьми и развивать способность прислушиваться к мнению окружающих.
Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка необходимо :
- Показывать свою любовь вашему маленькому чуду.
- Нужно, чтобы у ребенка складывалось положительное мнение о Вас, нужно хвалить его, поощрять и тд.
- Научить понимать чувства других людей, сопереживать им, проявлять -симпатию и отзывчивость.
- На своем примере показывать, как нужно общаться в кругу семьи и в обществе в целом.
- Давать ребенку больше прав на самостоятельный выбор
- Учить заботиться об окружающих, находить общие интересы, уметь делиться, не быть жадным.
- Помогать сотрудничать с окружающими людьми: играть вместе или наоборот, не мешать друг другу.
- Прививать любовь к книгам, смотреть поучительные и добрые фильмы и мультфильмы.
- Воспитывать вежливость. Ребёнок должен уметь здороваться, благодарить и т. д.
- Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.
Родители должны создать спокойную и уютную атмосферу в семье, должны быть авторитетами для ребенка, подавать ему пример правильного поведения.
Эмоции – это часть жизни. Они являются влияют на поведение и деятельность всего организма ребенка.
Например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Таким образом, Дорогие Родители, помните, что ребёнок в младшем возрасте ещё очень привязан к вам. Вы как мама и папа должны учить его контактировать, знакомиться, играть и общаться с другими детьми. Научить считаться с интересами других людей. Родители должны создать спокойную и уютную атмосферу в семье, должны быть авторитетами для ребенка, подавать ему пример правильного поведения.