Оля Горощенко
Социально-экологический проект «Очистим планету от мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект призван привлечь внимание воспитанников и их родителей к проблемам окружающей среды.
Исходя из своего опыта работы, могу с уверенностью сказать, что включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, делает их равноправными субъектами образовательного процесса, а так же позволяет родителям внести свой вклад в охрану окружающей среды, что повышает их культурную компетентность в области экологического воспитания дошкольника.
Публикация «Социально-экологический проект „Очистим планету от мусора“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая газета «Чистый город», которая служит приложением к данному проекту, пользуется большой популярностью среди родителей и детей.
В газете можно познакомиться с фактами и данными по экологической обстановке вокруг нас, прочитать детям экосказку и побеседовать по ее содержанию, с помощью схемы – образца можно совместно с ребенком изготовить поделку из бросового материала.
Также в газете «Чистый город» приветствуется творчество родителей, бабушек и дедушек, и других близких людей моих воспитанников.
С поделками, изготовленными из бросового материала, я и воспитанники моей группы приняли участие в муниципальном конкурсе «Смешная поделка», посвященному Дню смеха. По итогам конкурса награждены благодарственными письмами и подарочными сертификатами сети магазинов «Чистый дом».
Тип проекта по доминирующей деятельности: творческий.
По продолжительности: долговременный.
Участники проекта :
- воспитанники подготовительной группы;
- родители или другие члены семьи;
- воспитатель подготовительной группы
Ресурсное обеспечение проекта :
- семья;
- помещение детского сада;
- территория городского лесопарка
Девиз проекта : «Станет чище на планете, если ей помогут дети!»
Новизна данного проекта заключается в его практической значимости:
1. На основе практической деятельности у воспитанников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы;
2. Включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта делает их равноправными субъектами образовательной деятельности, пробуждает интерес к познанию самих себя и детей;
3. Необычное театрализованное представление, посвященное охране окружающей среды с использованием бытовых отходов в качестве костюмов.
Цель проекта : привлечение воспитанников и их родителей к проявлению заботы к окружающей среде, желанию защитить планету от мусора.
Задачи проекта :
1. Развивать умения предвидеть последствия некоторых действий человека по отношению к природе, умения анализировать, обобщать;
2. Формировать уровень экологически грамотного отношения воспитанников и их родителей к природе;
3. Воспитывать у воспитанников активную жизненную позицию.
В рамках проекта используются следующие формы работы:
1. Родительское собрание в форме экологического КВН совместно с детьми.
2. Беседы, чтение литературы по проблеме.
3. Экспериментальная деятельность, экскурсии.
4. Изготовление плакатов, листовок в защиту окружающей среды.
5. Конкурс поделок «Отходы в доходы».
6. Ярмарка родительских идей по использованию бросового материала.
7. Экологический праздник с театрализованным представлением.
8. Создание экологической газеты «Чистый город».
Этапы проекта и их реализация :
1. Подготовительный этап:
Экологический КВН «Тайны природы».
Наблюдения, субботник на территории д/сада.
Беседа об истории мусора.
Чтение литературы по проблеме (Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист»).
Рассматривание фотографий с видами города.
Составление рассказов о природе.
Изготовление плакатов, рисунков, листовок в защиту окружающей среды.
2. Исследовательский этап:
Экскурсия в городской парк, наблюдение.
Практическая деятельность с мусором.
Составление таблицы «Что происходит с мусором».
3. Обобщающий этап:
Обсуждение, умозаключение, вывод.
Составление памятки по правилам поведения в лесу и природоохранных знаков, связанных с проблемой мусора на основе собственных исследований.
4. Ярмарка родительских идей:
Парад костюмов из бросового материала.
Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги.
Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы»
Организация выставки поделок «Отходы в доходы!»
Создание экологической газеты «Чистый город».
5. Завершающий этап:
Экологический праздник «День Земли»
Театрализованное представление «Новые приключения Красной Шапочки»
Вручение дипломов «Юный эколог»
Алгоритм реализации проекта :
(направление и виды детской деятельности)
1. Социально- коммуникативное развитие
•Экологический КВН «Тайны природы» (совместно с родителями).
•Рассматривание фотографий с видами города.
•Субботник на территории детского сада.
•Составление карты-схемы маршрута до городского лесопарка.
•Экскурсия в лесопарк (совместно с родителями).
•Беседа о правилах поведения в природе.
2. Познавательное развитие
•Беседа об истории мусора.
• ТРИЗ «Заводы-это хорошо или плохо?».
•Эксперимент с мусором «Захоронение».
•Составление таблицы «Что происходит с мусором».
•Составление памятки по правилам поведения в природе.
•Изготовление макета Земли.
•Изготовление книги-раскладушки по сказке «Новые приключения Красной Шапочки» (совместно с родителями).
•Изготовление дипломов «Юный эколог» (совместно с родителями).
•Изготовление поделок из бросового материала.
3. Речевое развитие
•Составление рассказов о природе.
•Мини-сочинения о родном городе с использованием логоритмики.
•Сочинение экосказки «Новые приключения Красной Шапочки» (совместно с родителями).
•Создание экологического альбома «Мы-друзья природы» (рисунки, фотографии, стихи детей).
•Решение экологических ситуаций.
• Чтение экосказок:
«Хламище-окаянище»,
Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист».
• Заучивание стихотворений:
«Земля, моя планета голубая!» М. Львовский; «Экология-модное слово» А. Е. Гаврюшкин
4. Художественно-эстетическое развитие:
изо и дизайн
•Рисование экологических знаков, плакатов, рисунков в честь охраны окружающей среды.
•Выпуск листовок, газеты «Чистый город» (совместно с родителями).
•Выставка поделок «Отходы – в доходы!»
•Составление сценария экологического праздника «День Земли» (совместно с родителями).
Музыкально -театральная деятельность
•Дефиле костюмов из бросового материала.
•Театрализованное представление экологической сказки «Новые приключения Красной Шапочки».
Описание экспериментальной деятельности с мусором
«Захоронение» :
1. В течение нескольких дней обращала внимание детей на то, что каждый день мы выбрасываем мусор. Куда он девается? А дома у ребят накапливается мусор, что с ним делают родители? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он берется? Есть ли рядом с территорией детского сада мусорные баки, урны, куда можно выкладывать мусор, не загрязняя среду?
2. Читала детям с последующим обсуждением литературу по проблеме.
3. Совместно с родителями идем на экскурсию в лесопарк, чтобы проверить, есть ли мусор. В каких местах его больше и почему? Обращаю внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки парка и как неприятно посещать места, где люди за собой не убрали. Задаю вопрос детям: как вы думаете, почему люди так поступили?
4. Собираем мусор, пользуясь резиновыми перчатками, складываем его в ведерки, в мешки для мусора.
Все собранное сортируем: металлический мусор, пластиковый, бумага и т. п. Предлагаю ребятам внимательно рассмотреть весь мусор : может ли этот мусор как- нибудь повредить природе, его обитателям? Куда девается этот мусор? (записываю предложения детей).
5. Выбираем из каждой группы мусора один предмет, выкапываем ямки. Мусор закапываем, добавляя принесенные с собой апельсиновые корки, картофельные стружки и отмечаем участки, чтобы их можно было найти через некоторое время.
6. В течение длительного времени мы откапывали ямки и смотрели, что происходит с мусором. Так, через два месяца бумага помялась, стала влажной, мягкой, в некоторых местах потемнела. Апельсиновые корки исчезли, практически не осталось картофельной кожуры. Все остальное не претерпело изменений. Через четыре месяца мы уже не обнаружили и бумаги, но пластиковые бутылки прекрасно сохранились. Результаты своей экспериментальной деятельности мы заносили в табличку.
7. Выясняем с детьми, куда же могли пропасть пищевые отходы? Дети решили, что их кто-то съел, т. к. они «вкусные». Но почему же остались бутылки, пакет? Ребята предложили, что они «невкусные» и поэтому их никто не ест.
8. Предлагаю детям определить, что из того, что мы закапали, относится к природе, а что нет. Получается, что все природные объекты перерабатываются, кем-нибудь съедаются и превращаются в почву. А вот бутылка, банка сделаны руками человека, это не природа, а искусственные объекты. Подвожу детей к выводу: что произойдет с природой, если каждый посетитель, отдыхающий будет оставлять пакеты, банки?
9. Мы убедились, что люди выбрасывают очень много мусора : нельзя ли как-нибудь его использовать? С этой целью мы организовали ярмарку родительских идей. Из числа заявленных идей были отобраны:
Парад костюмов из бросового материала
Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги
Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы»
Организация выставки поделок «Отходы в доходы!»
Создание экологической газеты «Чистый город».
Театрализованное представление, посвященное борьбе с мусором.
В разработке театрализованного представления родители приняли активное участие. Совместно переработали сказку «Красная Шапочка» на новый лад с экологической направленностью, выпустили книгу. Для героев изготовили костюмы из бросового материала – пакетов, все необходимые декорации, разучили роли.
10. В завершении работы по проекту организовали праздник «День Земли» с посвящением детей в юных экологов и театрализованным представлением экологической сказки «Новые приключения Красной Шапочки».
Результаты проекта :
Итогов у этого проекта много, но самое главное то, что привлеченность родителей и детей к такой работе оказало большое влияние к проявлению заботы об окружающей среде и желанию защитить свою планету от гибели, а в процессе творческой деятельности у воспитанников раскрылись таланты, которых мало кто замечает.
А ГЛАВНОЕ- ЗЕМЛЯ СТАЛА БЛИЖЕ!