Получи документы

Социально-трудовая реабилитация особых детей

Ирина Чебанова
Социально-трудовая реабилитация особых детей
▼ Скачать + Заказать документы

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, мелкой и общей моторики, эмоционально - волевой сферы, снижена активность всей деятельности, они меньше, чем их сверстники испытывают потребность в познании. Несмотря на то, что у умственно отсталых детей грубо нарушены психические функции вследствие органического поражения центральной нервной системы, они не состоят из одних дыр и дефектов, их организм способен перестроиться. Практика показывает, что возможности этих людей безграничны.

Публикация «Социально-трудовая реабилитация особых детей» размещена в разделах

Умственно отсталый ребенок – развивающаяся и формирующаяся личность. Надо только сделать процесс обучения полезным и интересным, использовать методы и приемы, способствующие воспитанию и развитию личности, настроенной на успех. Я расширила рамки коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, через кружковую работу, так как считаю, что эффективность обучения зависит от нового подхода, применения такой системы, которая бы повысила эффективность обучения и развития.

В процессе развития сохранных функций, активного приспособления к среде у детей вырабатываются ряд функции, с помощью которых компенсируются, выравниваются, замещаются недостатки. Другими словами, личность как целое выравнивается, компенсируется процессами коррекционного развития ребенка.

Развитие трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в настоящее время приобрело большое социальное значение. Некоторые люди с ОВЗ становятся востребованными на рынке труда, они не являются балластом, а являются полноценными членами общества.

Традиционные методы и приемы не подходят для обучения детей с грубыми нарушениями психических функций. Необходимо применять специальные технологии, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Как же обучать и развивать детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью? Успех зависит от умственного развития, речевого, физического, психического, сенсорного. Для этой категории детей необходимо проведение специальной коррекционной работы, направленной на развитие этих функций. Большое значение уделяю развитию деятельности, так как без деятельности невозможно обучение.

Развитие трудовой деятельности создает необходимые предпосылки для коррекции и развития познавательных процессов, развития мелкой моторики и речи, формирования трудовой и коммуникативной функции, умения планировать работу и самостоятельность.

Проблема развития трудовых, хозяйственно - бытовых навыков и теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы.

Для повышения интереса к занятиям решено использовать презентации, технологические карты, видео, аудиозаписи, игровые приемы и развивающие игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ и мелкой моторики. Диагностика навыков и умений детей, выбор форм и методов для дальнейшей педагогической работы. Организовать уголок по развитию мелкой моторики через продуктивные виды деятельности и обеспечить его необходимым материалом, подготовка технологических карт, наглядного материала, дидактических игр и упражнений.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, ручной умелости, так как доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Она зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.

Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей с ОВЗ, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Большой интерес у детей вызывает работа с пластическими материалами. На начальном этапе знакомлю детей с различными способами и приёмами работы с ними. Дети закрепляют умение действовать со стекой. Продолжается работа по формированию умения воспринимать красоту пластичной формы предметов, соотношение их частей. Работая с пластичными материалами, дети используют различные приё мы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прощипывание и т. д. При этом у них развивается мелкая моторика, гибкость кончиков пальцев. Для раскрашивания и росписи изделий дети используют краски: акварель, гуашь, акрил.

Широкие возможности открываются для развития мелкой моторики через разнообразные действия с бумагой в процессе аппликации. Дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой: сминание, скатывание, разрывание, скручивание, сгибание, разрезание. Работа по этому разделу развивает умение выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение. Использование цветной бумаги, природного материала, разноцветного камня, засушенных листьев — развивает фантазию, творчество, воображение.

Процесс изготовления поделок из этих материалов, не только развивают эстетический вкус, пополняют навыки и умения необходимые детям, но и развивают мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Раскрашивание красками направлено на формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности, что способствует обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, поролона и т. д., так же с декоративной росписью. На занятиях продолжается работа с детьми по развитию чувства формы, цвета, пропорции и художественного вкуса.

Одновременно проводится работа по развитию двигательной активности, которая способствует лучшему включению детей в трудовую деятельность.

Систематическое участие детей в спортивных праздниках, состязаниях, спортивных конкурсах, физминутках и подвижных играх развивают не только двигательную активность, но и внимание, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.

На занятиях создаю мотивацию, которая побуждает ребенка к действию. Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: постановка игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи-то ошибки).

Во второй части происходит обогащение детского опыта, рассматривание образца и обсуждение его, активизация детской деятельности на создание продукта детского творчества.

В заключении обобщение полученного опыта, обыгрывание ситуации, плавно перетекающую в игру. Обучение выстраиваю таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определенные трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного увеличения самостоятельности. Лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда обучение осуществляется с учетом относительно высокого уровня трудности. Например, сегодня ребенок обвел рисунок по точкам, завтра дорисовал недостающие детали, затем – по образцу и в конце – нарисовал самостоятельно.

Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка с ОВЗ к самообслуживанию и овладению несложными трудовыми операциями.

В ходе непосредственной практической деятельности у детей формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для социальной адаптации. Развитие детей обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе яркой наглядности, интересных пособий и практической деятельности с реальными предметами. Построение занятий от простого к сложному с применением игровых методов и приемов, с использованием ТСО.

Таким образом, происходит уточнение и обобщение результатов экспериментальной работы. Расширение детского опыта и применение его на практике. Ребята самостоятельно выполняют различные поручения: оказывают помощь сотрудникам детского дома, работая уборщиками служебных помещений, самостоятельно выносят мусор, оказывают помощь на прачке, в столовой, чистят снег и убирают траву.

Дети практически научились планировать свою работу, анализировать свои действия и результаты своего труда. Постепенно происходит корригирование и развитие психических процессов. Развитие мелкой и общей моторики.

Происходит формирование практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.

Происходит развитие творческого воображения ребенка, развитие мускулатуры руки, координации, развитие свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Происходит сенсорное развитие: формирование представлений о предметах, об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации ребята совершают трудовые действия, овладевают определенными умениями. Совместное творчество детей с воспитателем, позволяют снять перенапряжение, страхи.

В процессе этой работы компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы воспитанников. Так же формируются такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. для развития мелкой моторики рук, для формирования пространственных представлений, а так же для развития познавательных интересов учащихся в плане трудовой деятельности и их первоначальной профессиональной ориентации. Коррекционная направленность занятий по развитию трудовых навыков предполагает максимальное расширение меж предметных связей, в первую очередь, с такими учебными предметами, как математика, ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

Положительное отношение к труду, интерес к овладению трудовыми умениями и навыками способствует развитию познавательной активности детей.

Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее, тем он быстрее приспособится к социуму.

Развитие трудовых навыков ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, в том числе и речевого, и является базовым для овладения многими видами деятельности.

Определив основное направление в работе, постоянно ищу новые пути создания такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир учащихся, стимулировали их разнообразные творческие способности, которые в свою очередь способствуют развитию мыслительных операций, речи, развитию ориентировке в пространстве, мелкой моторики, координации движений пальцев.

Список литературы:

1. Дробинская А. О. «Школьные трудности нестандартных» детей». - 2-е изд., с изм. - М. : Школьная пресса, 2006.

2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб. КАРО, 2006.

3. Мирский С. Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. – 2 изд., перераб. – М. «Просвещение» ,1988.

4. Худенко Е. Д. Учебно-методический комплект «Современные коррекционные технологии в работе учителей-дефектологов с детьми-инвалидами»

Публикации по теме:

«Социально — нравственное развитие детей» Старший воспитатель МБДОУ «Ломовский детский сад» Асафьева С. В. «Социально-нравственное развитие детей» Актуальность проблемы связанной.

Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Страна вежливых детей» для детей подготовительной группы Цель: Способствовать нравственно-эстетическому развитию личности ребенка. Задачи: -Закреплять понятие «вежливость», показать в чем проявляется.

Педагогическая ярмарка «Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность детей» Цель: поддержка и продуктивное распространение инновационного опыта, стимулирование к обновлению и совершенствованию педагогического опыта.

Рекомендации дефектолога по воспитанию «особых» детей В семье «особый» ребенокСемья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого.

Социально-коммуникативное развитие детей 3–4 лет По данным психолого-педагогических исследований, формирование навыков межличностного общения следует начинать уже в период младшего дошкольного.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Трудовая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Витамины с грядки»Трудовая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Витамины с грядки» Изучая с детьми тематическую неделю "Витамины", я решила, что ребята трех лет смогут сами вырастить свои витамины. Эта деятельность позволяет.

Конспект занятия «Посадка лука». Трудовая деятельность в уголке природыКонспект занятия «Посадка лука». Трудовая деятельность в уголке природы Для профилактики гриппа и ОРВИ, родителям было предложено принести чеснок и лук. Вот я решила вместе с детьми 1 младшей группы посадить.

Творческий проект «Мордовия трудовая» Проект «Мордовия трудится» Старшая группа. Актуальность проекта: Трудовое воспитание детей является неотъемлемой часть всестороннего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-трудовая реабилитация особых детей
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 23:03
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-трудовая реабилитация особых детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чебанова (УИ 266935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД