Светлана Ковтун
«Мир глазами ребенка-инвалида. Точка опоры». Социально-психологический тренинг для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по профилактике профессионального сгорания для педагогов
Тема: «Мир глазами ребенка-инвалида. Точка опоры.»
Пояснительная записка
В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретают качества такого личностного человеческого капитала, как: здоровье, знания, способность к передвижению, мобильность, возможность получения доступной информации для любой категории учащихся.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2024
Проблема обучения детей -инвалидов в условиях образовательной системы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой образовательной системы, но большая их часть - могут.
У детей-инвалидов возможны проявления тенденций к изоляции от общества. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов могут быть вызваны прежде всего нарушениями в области познания и коммуникации; могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы личности, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. Как демонстрируют данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.
Ребенок-инвалид в большей степени, по сравнению с обычным учеником, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Потому очень важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особенностями в здоровье, обучающегося в образовательном учреждении для обеспечения оптимального развития и успешной интеграции в социуме.
Цитата
Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.
(Дефо Д.)
Цель:
1. Создание условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья педагогов, для формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний и профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности при работе с детьми – инвалидами; коррекция эмоционального отношения педагогов к ученикам с особенностями в развитии.
2. Формирование профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, для обеспечения оптимального развития и успешной интеграции детей-инвалидов в социуме.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с методами и приемами работы с детьми – инвалидами;
- формирование навыков эффективного взаимодействия с участниками
образовательного процесса;
- формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с инвалидностью.
Развивающие:
- развитие чувства эмпатии по отношению к детям с инвалидностью;
- оказание психотерапевтической помощи участникам;
- снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;
- повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;
- развитие эмоциональной устойчивости, уверенность в себе;
- формирование позитивного отношения к себе, к жизни;
- обучение способам саморегуляции;
- повышение мотивации к профессиональной деятельности самооценки педагогов.
Целевая референтная группа: учителя начальных классов, педагоги ОУ
Количество участников: 12 чел.
Время проведения: 1ч. 40 мин.
Форма проведения:
- социально-психологический тренинг для педагогов
Форма взаимодействия:
- работа в круговом взаимодействии;
- работа в подгруппах;
- работа в свободном перемещении.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала; частично-поисковый метод; мозговой штурм; тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Материалы и оборудование: ватманы с изображением земного шара и маркеры, интерактивная доска, бумага, ленты для завязывания, шляпа с листами для составления пословиц, клубок ниток, макет солнца и лучи солнца (бумажные, шкатулка с конфетти, памятки.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток с рекомендациями по особенностям детей с инвалидностью.
Структура социально- психологического тренинга
1. Введение:
- знакомство
- разминка
- актуализация проблемы
2. Основная часть:
- правила работы в группе
- информационный блок/оценка уровня информированности
- решение практических задач
3. Рефлексия:
- получение обратной связи
Ход тренинга:
Введение
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: поприветствовать коллег, настроиться на работу.
Участники сидят и по цепочке (справа налево) называют свое имя и
1 - 3 положительных личных качества на 1-ю букву имени. Например: «Светлана – скромность, самообладание, самодостаточность».
2. Разминка «Глухой телефон/Сигнал»
Цель: снятие эмоционального напряжения посредством группового взаимодействия, направленного на позитивное мышление педагогов.
Участники, сидя в кругу, по цепочке (слева направо) передают шепотом заданное инструктором слово и с помощью похлопывания соседа по плечу «задают сигнал», указывая на количество слогов. По завершению, ведущий озвучивает заданное им слово и сравнивает его со словом, которое «дошло» до последнего участника упражнения.
3. Актуализация проблемы
Цель: определение качеств педагогической компетенции при работе с детьми- инвалидами.
Вступительное слово психолога-тренера :
Кто такие дети инвалиды?
Дети-инвалиды – ангелы земли.
Сколько незаслуженной обиды н
На себе они перенесли.
Сколько раз, они лицом в подушку-
Чтоб не плакать на глазах у всех.
Говорили ночи как подружке…
Разве то, что мы есть – это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шепот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей.
Но не все на свете равнодушны
Больше тех, кто хочет нам помочь.
Открывая душу нам радушно –
Горе помогают превозмочь.
Упражнение «Паутина»
Ведущий тренинга берет клубок нитей, и зажимая свободный конец нити в руке, называет одно качеств компетентности педагогической деятельности. Затем перекидывает клубок участнику, сидящему напротив, который тоже называет одно из качеств гуманности учителя. Далее нить передается в непроизвольном порядке… Если педагог ничего не желает говорить, можно перебросить клубок следующему участнику. Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Ведущий делает заключение, что получилась «паутина», которая связывает всех ее участников в единое целое. Далее психолог-тренер собирает паутину в обратном порядке и подводит итог: «Необходимо помнить: инвалидом может стать каждый, к сожалению.
Инвалид – такой же человек, как и все, только в жизни ему сложнее, чем обычному человеку.
Лишь доброта, чувство эмпатии и сострадание спасут мир!»
Основная часть
1. Правила работы в группе
Психолог-тренер знакомит референтную группу с правилами работы в группе.
12 основных правил для успешного проведения тренинга :
1. «Мобильные телефоны!» (мобильные телефоны должны быть отключены или переведены в режим «вибро»).
2. «Уважение к говорящему» - говорит один, остальные являются слушателями (помимо общего соблюдения принципов этичности, борьба с групповой «шизофренией» и «эффектом стада»).
3. «Здесь и сейчас» (предлагается участникам оставить все, не относящиеся к тренингу вопросы, за пределами аудитории, и ориентироваться на то, что тренинг – это их работа в формате «здесь и сейчас»).
4. «Конфиденциальность» (вся высказанная информация на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории, она не выносится за пределы группы).
5. «Я – высказывания» (участники добровольно отказываются от суждений общего типа и переходит к выражениям именно со своей точки зрения, например: «Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»).
6. «Погоны сняты/без погонов» (на тренинге нет должностей - все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников).
7. «Регламент/хранитель времени» (обращается внимание участников на соблюдение регламента при высказываниях).
8. «Трап» (правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинаются упражнения - никто из участников не покидает «рабочий корабль», когда опустится трап – «с корабля сойдет» вся группа одновременно).
9. «Освободи чашу» (согласно этому правилу участникам тренинга предлагается на время освободить свою «чашу знаний» для приобретения нового опыта и хотя бы во время работы посмотреть на происходящее «новым взглядом»).
10. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер).
11. «Без критики» ( аудитории напоминается правило психологов в направлении НЛП: «нет критики, работает только «обратная связь»; все участники на тренинге «на равных правах», потому остальные члены группы могут только рекомендовать).
12. «Правило заключений» (предлагается участникам делать выводы о результативности работы и подведении итогов только в конце упражнений/тренинга).
2. Информационный блок
Участники делятся на 2 группы с помощью метода случайного отбора. Ведущий выбирает двух участников, те выбирают по одному человеку из группы в свою подгруппу, выбранные определяют следующих двух участников и т. д. по цепочке.
Определившиеся команды располагаются за столом таким образом, чтобы при обсуждении заданий не мешать друг другу.
Упражнение «Неидеальный мир»
Цель: Определение степени информированности о семьях и об учениках с инвалидностью.
Подгруппы участников работают на заранее заготовленном ватмане, на котором изображен земной шар.
Задание:
-первой команде создать схематичный рисунок «Идеальный мир» в поминании семьи со здоровым ребенком, и расписать их приоритетные семейные ценности;
-второй команде создать схематичный рисунок «Неидеальный мир» в представлении семьи с ребенком-инвалидом, и расписать их семейные приоритетные ценности;
Представление работ проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение изображенного.
Вывод/итог подводит тренер-психолог : в ценностных ориентациях семей нет большой разницы, каждый родитель желает обеспечить своего ребенка счастливой полноценной жизнью.
Притча.
Давным-давно, в старинном городе, жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на которой наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал красивую бабочку и ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руку и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Ученик крепко держал ее в ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
Резюме: ребенок-инвалид, как «бабочка» в данной притче является «олицетворением жизни в окружающем обществе»; он подвергнут влиянию ближайшего окружения: отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать.
Упражнение - инсценирование: «Ребенок - инвалид»
Цель: практическая демонстрация особенностей ребенка с инвалидностью и способы работы с ним.
Выбирается участник для олицетворения ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывает ребенок данной категории. Завязанные части тела лентами имеют символическое значение.
Ведущий поочередно завязывает глаза и проговаривает :
-Глаза. Ребенку-инвалиду сложно выходить в полноценное общество и в буквальном смысле «быть на виду» со своей проблемой.
-Рот. Ребенок с инвалидностью боится говорить о своих трудностях и потребностях.
-Уши. Ребенок с особенностью не желает слышать о своем диагнозе и болезненно относится к общественному мнению и осуждению.
-Руки. Ребенок-инвалид во многом связан «по рукам», его жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что он не в силах вылечиться - «опускаются руки».
-Сердце. Ребенок с инвалидностью испытывает «неутихающую боль», постоянно присутствующее чувство неполноценности («сердце разрывается»/ «болит душа»).
- Живот. Это область дыхания ребенка, центр жизненной силы и энергии. Многие дети с нарушениями в здоровье как бы «живут вполсилы»/ «дышат вполдыхания».
-Ноги. Ребенок-инвалид в буквальном смысле боится сам «сделать первый шаг», даже иногда ограждает себя от самостоятельных жизненных шагов. В такой «изоляции» и «социальном коконе» оказываются, к сожалению, и родители детей с нарушениями в развитии.
Вывод/итог
Вот таким – «ограниченным в движении» порой ощущает себя ребенок- инвалид (в зависимости от степени тяжести диагноза).
Тренер – психолог развязывает ленты и комментирует далее…
Но преодолеть это состояние возможно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно первая ступенька общества и образования может показать ребенку-инвалиду и его семье, что они полноценно и сознательно включены в это общество и в этот мир. И таким образом, им уже не так будет страшно вращаться в социальной сфере, входить в двери школ и активно создавать полноценные отношения в общении.
Упражнение-разминка «Шаг навстречу»
Цель: снятие напряжения, предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.
Участники тренинга встают с рабочих мест и через игру «Молекулы»
- как «атомы» в свободном движении передвигаются под музыку по аудитории. По сигналу ведущего (хлопок) «атомы объединяются в молекулы» по 3 человека, затем по 4, далее по 5 чел. и в конце упражнения объединяется в две группы по 6 человек.
В результате, образовавшиеся команды встают напротив друг друга в две линии, и взявшись за руки, поочередно делают совместные шаги навстречу, сопровождая встречное движение единым командным комплиментом (по договоренности) для группы оппонентов.
Вывод/ итог: комплименты приятно получать любым людям, но особенно важно дарить их детям с особенностями в здоровье; так как поощрение является главным стимулом для успешной деятельности и результативности работы среди детей-инвалидов.
3. Решение практических задач
Мозговой штурм «Обратный шторм»
Цель: разрешение проблем и получение большого количества качественных идей («инсайтов») в ограниченное время методом «от обратного»
Коллектив участников тренинга после игры-разминки вновь делится на группы для работы с помощью упражнения «Анонимная шляпа».
Психолог-тренер предлагает шляпу с 12 листочками слов, которые педагоги вытягивают с помощью «жеребьевки». В процессе живого общения педагоги соединяют слова в нужные пословицы, образуя две подгруппы. ( Пословицы: Мед сладок, но ребенок еще слаще», «Дети словно цветы: очень любят уход»)
Командам предлагается работа в обратном направлении от результата «обратный шторм». Концепция работы в обратном направлении от результата и может решить много больших вопросов в истории человечества.
Ведущий тренинга ставит противоположную цель исходной:
«Учитель ведет уроки без учета индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учеником-инвалидом, без учета средств адаптации АОП для детей с инвалидностью». Работа учителя достаточна скучна и однообразна; педагог не владеет необходимой методикой преподавания, не совершенствуется в самообразовании и переподготовке по специфике работы; нет результатов в работе.
Задача:
Подгруппам предлагается найти выход из создавшейся ситуации; определить, что необходимо сделать для того, чтобы разрешить данную проблему: минимум «потерь» – максимум результата?
Участники команд обсуждают вопрос в установленном временном регламенте и 1-2 участника от каждой группы представляют свои идеи и пополняют «банк» обратного результата.
Вывод/ итог мозгового штурма подводит психолог-тренер.
Для того, чтобы работа с детьми-инвалидами была качественной и продуктивной, учителям необходимо соблюдать рекомендации:
- своевременно составлять программы АОП;
- использовать на уроках средства адаптации;
- корректировать и успешно осваивать методы обучения системно-деятельностного подхода;
- ежегодно проходить курсы повышения квалификации.
Далее участники садятся вновь в хаотичном порядке в круг для получения информации.
Упражнения для профилактики профессионального сгорания
Цель: демонстрация снятия сильного эмоционального и физического напряжения при работе.
Упражнения на снятие мышечных напряжений
1. «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
2. «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
3. «Передышка»
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются…
Упражнения НЛП
Нейролингвистическое программирование человеческого мозга
1. Упражнение «Ластик».
Цель: стирание стрессовой ситуации из памяти
Необходимо представить ситуацию, которая очень долгое время приносит дискомфорт, «мучает» или создает проблемы.
Пошаговая инструкция:
- эти мысли в визуальных образах необходимо «рассмотреть» как можно детальнее;
- затем представить, что большим ластиком начинаешь стирать это воспоминание; можно начать с незначительных деталей, затем переходить к более серьёзным…;
- делать это упражнение необходимо до тех пор, пока мысль или воспоминание окончательно не «сотрётся» из памяти (возможно обращаться к работе неоднократно).
Упражнение «Стёрка» (ластик/ резинка) используется и как проектная методика в арт-терапии, в данном случае оно может выступать одним из основных средств изображения проблемы на бумаге… Работать над избавлением проблемы можно также – пошагово.
2. Упражнение «Я самая обаятельная и привлекательная»
Цель: закрепить позитивное представление о себе; повысить самооценку, приобрести уверенность в себе и веру в свои мысли.
Референтная группа участников по кругу передает зеркало своему соседу и глядя в него с интонацией восторга и эмоциями радости и удовлетворенности произносит: «Какая я молодец! Я самая обаятельная и привлекательная!»
Также, можно добавить аффирмацию «Я самая обаятельная и привлекательная» в качестве аутотренинга. Для этого на вдохе нужно произнести про себя/ шепотом данную фразу: «Я самая обаятельная и привлекательная», а выдыхая, максимально расслабиться. Вновь и вновь повторять позитивную установку, представляя, что с очередным вдохом она как будто записывается в каждую клеточку тела.
3. Упражнение- визуализация «Мой огонек»
Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений.
Участники, удобно расположившись на стульях, в расслабленном состоянии представляют/ «рисуют в мозге» следующую «картину» :
- Ты выходишь из дома и идёшь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом. Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький тёплый свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, тёплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он даёт (пауза). Теперь бережно положи его.
Рефлексия
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей и возможностей при работе с детьми-инвалидами.
Задача участников: создать «солнце своих способностей». Каждому раздаются лучики (нарезанные листы бумаги). Участники пишут на них свои способности и умения, которые они приобрели на тренинге и которые им помогут в работе с детьми- инвалидами. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения:
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Узнали ли вы что-то новое о работе с детьми -инвалидами?
Упражнение «Фейерверк пожеланий»
Цель: создание позитивного эмоционального настроения.
По завершению работы участники тренинга встают с мест. Тренер-психолог предлагает им коробку с конфетти и по цепочке, взяв в руку небольшую часть мелко нарезанных разноцветных кусочков бумаги, подкидывают их в круг коллег и проговаривают пожелания…
В заключении, каждая группа получает памятку с рекомендациями по работе с детьми-инвалидами.
Общие рекомендации для педагогов при работе с детьми-инвалидами:
• Создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Ребёнок должен чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям и свободно выражать любые проблемы.
• Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребёнка при выборе форм, методов и приёмов работы на занятии.
• Сравнивать ребёнка с ним самим, а не с другими детьми. Это поможет оценить динамику продвижения.
• Разрабатывать индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребёнка, возможно и совместно с родителями. При её разработке стоит опираться на общие закономерности возрастного развития.
• Использовать чёткие указания, поэтапно разъяснять задания. Также нужно учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции и демонстрировать уже выполненное задание.
• Делать небольшие перерывы в ходе занятия, давать возможность ребёнку переключиться на другую деятельность.
• Поддерживать самооценку ребёнка на высоком уровне, подчеркнуть значимость его личного вклада в учебные успехи. Критика не должна носить характера порицания.
• Опираться на сохранные органы чувств при обучении. Например, при нарушениях зрения нужно детально объяснять всё ребёнку и научить его сопровождать свои действия речью, а при нарушениях слуха — опираться на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы и т. п.