Светлана Ковтун
«Мир глазами ребенка-инвалида. Точка опоры». Социально-психологический тренинг для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по профилактике профессионального сгорания для педагогов
Тема: «Мир глазами ребенка-инвалида. Точка опоры.»
Пояснительная записка
В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретают качества такого личностного человеческого капитала, как: здоровье, знания, способность к передвижению, мобильность, возможность получения доступной информации для любой категории учащихся.
Проблема обучения детей -инвалидов в условиях образовательной системы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей-инвалидов могут обучаться в условиях массовой образовательной системы, но большая их часть - могут.
У детей-инвалидов возможны проявления тенденций к изоляции от общества. Отклонения в развитии личности детей-инвалидов могут быть вызваны прежде всего нарушениями в области познания и коммуникации; могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы личности, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. Как демонстрируют данные многих психологических исследований, большинство детей-инвалидов имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть - адекватную и очень редко встречается самооценка завышенная.
Ребенок-инвалид в большей степени, по сравнению с обычным учеником, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать. Потому очень важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особенностями в здоровье, обучающегося в образовательном учреждении для обеспечения оптимального развития и успешной интеграции в социуме.
Цитата
Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.
(Дефо Д.)
Цель:
1. Создание условий для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья педагогов, для формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний и профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности при работе с детьми – инвалидами; коррекция эмоционального отношения педагогов к ученикам с особенностями в развитии.
2. Формирование профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, для обеспечения оптимального развития и успешной интеграции детей-инвалидов в социуме.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с методами и приемами работы с детьми – инвалидами;
- формирование навыков эффективного взаимодействия с участниками
образовательного процесса;
- формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с инвалидностью.
Развивающие:
- развитие чувства эмпатии по отношению к детям с инвалидностью;
- оказание психотерапевтической помощи участникам;
- снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;
- повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;
- развитие эмоциональной устойчивости, уверенность в себе;
- формирование позитивного отношения к себе, к жизни;
- обучение способам саморегуляции;
- повышение мотивации к профессиональной деятельности самооценки педагогов.
Целевая референтная группа: учителя начальных классов, педагоги ОУ
Количество участников: 12 чел.
Время проведения: 1ч. 40 мин.
Форма проведения:
- социально-психологический тренинг для педагогов
Форма взаимодействия:
- работа в круговом взаимодействии;
- работа в подгруппах;
- работа в свободном перемещении.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала; частично-поисковый метод; мозговой штурм; тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Материалы и оборудование: ватманы с изображением земного шара и маркеры, интерактивная доска, бумага, ленты для завязывания, шляпа с листами для составления пословиц, клубок ниток, макет солнца и лучи солнца (бумажные, шкатулка с конфетти, памятки.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток с рекомендациями по особенностям детей с инвалидностью.
Структура социально- психологического тренинга
1. Введение:
- знакомство
- разминка
- актуализация проблемы
2. Основная часть:
- правила работы в группе
- информационный блок/оценка уровня информированности
- решение практических задач
3. Рефлексия:
- получение обратной связи
Ход тренинга:
Введение
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: поприветствовать коллег, настроиться на работу.
Участники сидят и по цепочке (справа налево) называют свое имя и
1 - 3 положительных личных качества на 1-ю букву имени. Например: «Светлана – скромность, самообладание, самодостаточность».
2. Разминка «Глухой телефон/Сигнал»
Цель: снятие эмоционального напряжения посредством группового взаимодействия, направленного на позитивное мышление педагогов.
Участники, сидя в кругу, по цепочке (слева направо) передают шепотом заданное инструктором слово и с помощью похлопывания соседа по плечу «задают сигнал», указывая на количество слогов. По завершению, ведущий озвучивает заданное им слово и сравнивает его со словом, которое «дошло» до последнего участника упражнения.
3. Актуализация проблемы
Цель: определение качеств педагогической компетенции при работе с детьми- инвалидами.
Вступительное слово психолога-тренера:
Кто такие дети инвалиды?
Дети-инвалиды – ангелы земли.
Сколько незаслуженной обиды н
На себе они перенесли.
Сколько раз, они лицом в подушку-
Чтоб не плакать на глазах у всех.
Говорили ночи как подружке…
Разве то, что мы есть – это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шепот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей.
Но не все на свете равнодушны
Больше тех, кто хочет нам помочь.
Открывая душу нам радушно –
Горе помогают превозмочь.
Упражнение «Паутина»
Ведущий тренинга берет клубок нитей, и зажимая свободный конец нити в руке, называет одно качеств компетентности педагогической деятельности. Затем перекидывает клубок участнику, сидящему напротив, который тоже называет одно из качеств гуманности учителя. Далее нить передается в непроизвольном порядке… Если педагог ничего не желает говорить, можно перебросить клубок следующему участнику. Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Ведущий делает заключение, что получилась «паутина», которая связывает всех ее участников в единое целое. Далее психолог-тренер собирает паутину в обратном порядке и подводит итог: «Необходимо помнить: инвалидом может стать каждый, к сожалению.
Инвалид – такой же человек, как и все, только в жизни ему сложнее, чем обычному человеку.
Лишь доброта, чувство эмпатии и сострадание спасут мир!»
Основная часть
1. Правила работы в группе
Психолог-тренер знакомит референтную группу с правилами работы в группе.
12 основных правил для успешного проведения тренинга:
1. «Мобильные телефоны!» (мобильные телефоны должны быть отключены или переведены в режим «вибро»).
2. «Уважение к говорящему» - говорит один, остальные являются слушателями (помимо общего соблюдения принципов этичности, борьба с групповой «шизофренией» и «эффектом стада»).
3. «Здесь и сейчас» (предлагается участникам оставить все, не относящиеся к тренингу вопросы, за пределами аудитории, и ориентироваться на то, что тренинг – это их работа в формате «здесь и сейчас»).
4. «Конфиденциальность» (вся высказанная информация на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории, она не выносится за пределы группы).
5. «Я – высказывания» (участники добровольно отказываются от суждений общего типа и переходит к выражениям именно со своей точки зрения, например: «Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»).
6. «Погоны сняты/без погонов» (на тренинге нет должностей - все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников).
7. «Регламент/хранитель времени» (обращается внимание участников на соблюдение регламента при высказываниях).
8. «Трап» (правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинаются упражнения - никто из участников не покидает «рабочий корабль», когда опустится трап – «с корабля сойдет» вся группа одновременно).
9. «Освободи чашу» (согласно этому правилу участникам тренинга предлагается на время освободить свою «чашу знаний» для приобретения нового опыта и хотя бы во время работы посмотреть на происходящее «новым взглядом»).
10. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер).
11. «Без критики» (аудитории напоминается правило психологов в направлении НЛП: «нет критики, работает только «обратная связь»; все участники на тренинге «на равных правах», потому остальные члены группы могут только рекомендовать).
12. «Правило заключений» (предлагается участникам делать выводы о результативности работы и подведении итогов только в конце упражнений/тренинга).
2. Информационный блок
Участники делятся на 2 группы с помощью метода случайного отбора. Ведущий выбирает двух участников, те выбирают по одному человеку из группы в свою подгруппу, выбранные определяют следующих двух участников и т. д. по цепочке.
Определившиеся команды располагаются за столом таким образом, чтобы при обсуждении заданий не мешать друг другу.
Упражнение «Неидеальный мир»
Цель: Определение степени информированности о семьях и об учениках с инвалидностью.
Подгруппы участников работают на заранее заготовленном ватмане, на котором изображен земной шар.
Задание:
-первой команде создать схематичный рисунок «Идеальный мир» в поминании семьи со здоровым ребенком, и расписать их приоритетные семейные ценности;
-второй команде создать схематичный рисунок «Неидеальный мир» в представлении семьи с ребенком-инвалидом, и расписать их семейные приоритетные ценности;
Представление работ проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение изображенного.
Вывод/итог подводит тренер-психолог: в ценностных ориентациях семей нет большой разницы, каждый родитель желает обеспечить своего ребенка счастливой полноценной жизнью.
Притча.
Давным-давно, в старинном городе, жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на которой наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал красивую бабочку и ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руку и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Ученик крепко держал ее в ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
Резюме: ребенок-инвалид, как «бабочка» в данной притче является «олицетворением жизни в окружающем обществе»; он подвергнут влиянию ближайшего окружения: отношение ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать.
Упражнение - инсценирование: «Ребенок - инвалид»
Цель: практическая демонстрация особенностей ребенка с инвалидностью и способы работы с ним.
Выбирается участник для олицетворения ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывает ребенок данной категории. Завязанные части тела лентами имеют символическое значение.
Ведущий поочередно завязывает глаза и проговаривает:
-Глаза. Ребенку-инвалиду сложно выходить в полноценное общество и в буквальном смысле «быть на виду» со своей проблемой.
-Рот. Ребенок с инвалидностью боится говорить о своих трудностях и потребностях.
-Уши. Ребенок с особенностью не желает слышать о своем диагнозе и болезненно относится к общественному мнению и осуждению.
-Руки. Ребенок-инвалид во многом связан «по рукам», его жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что он не в силах вылечиться - «опускаются руки».
-Сердце. Ребенок с инвалидностью испытывает «неутихающую боль», постоянно присутствующее чувство неполноценности («сердце разрывается»/ «болит душа»).
- Живот. Это область дыхания ребенка, центр жизненной силы и энергии. Многие дети с нарушениями в здоровье как бы «живут вполсилы»/ «дышат вполдыхания».
-Ноги. Ребенок-инвалид в буквальном смысле боится сам «сделать первый шаг», даже иногда ограждает себя от самостоятельных жизненных шагов. В такой «изоляции» и «социальном коконе» оказываются, к сожалению, и родители детей с нарушениями в развитии.
Вывод/итог
Вот таким – «ограниченным в движении» порой ощущает себя ребенок- инвалид (в зависимости от степени тяжести диагноза).
Тренер – психолог развязывает ленты и комментирует далее…
Но преодолеть это состояние возможно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно первая ступенька общества и образования может показать ребенку-инвалиду и его семье, что они полноценно и сознательно включены в это общество и в этот мир. И таким образом, им уже не так будет страшно вращаться в социальной сфере, входить в двери школ и активно создавать полноценные отношения в общении.
Упражнение-разминка «Шаг навстречу»
Цель: снятие напряжения, предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.
Участники тренинга встают с рабочих мест и через игру «Молекулы»
- как «атомы» в свободном движении передвигаются под музыку по аудитории. По сигналу ведущего (хлопок) «атомы объединяются в молекулы» по 3 человека, затем по 4, далее по 5 чел. и в конце упражнения объединяется в две группы по 6 человек.
В результате, образовавшиеся команды встают напротив друг друга в две линии, и взявшись за руки, поочередно делают совместные шаги навстречу, сопровождая встречное движение единым командным комплиментом (по договоренности) для группы оппонентов.
Вывод/итог: комплименты приятно получать любым людям, но особенно важно дарить их детям с особенностями в здоровье; так как поощрение является главным стимулом для успешной деятельности и результативности работы среди детей-инвалидов.
3. Решение практических задач
Мозговой штурм «Обратный шторм»
Цель: разрешение проблем и получение большого количества качественных идей («инсайтов») в ограниченное время методом «от обратного»
Коллектив участников тренинга после игры-разминки вновь делится на группы для работы с помощью упражнения «Анонимная шляпа».
Психолог-тренер предлагает шляпу с 12 листочками слов, которые педагоги вытягивают с помощью «жеребьевки». В процессе живого общения педагоги соединяют слова в нужные пословицы, образуя две подгруппы. (Пословицы: Мед сладок, но ребенок еще слаще», «Дети словно цветы: очень любят уход»)
Командам предлагается работа в обратном направлении от результата «обратный шторм». Концепция работы в обратном направлении от результата и может решить много больших вопросов в истории человечества.
Ведущий тренинга ставит противоположную цель исходной:
«Учитель ведет уроки без учета индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учеником-инвалидом, без учета средств адаптации АОП для детей с инвалидностью». Работа учителя достаточна скучна и однообразна; педагог не владеет необходимой методикой преподавания, не совершенствуется в самообразовании и переподготовке по специфике работы; нет результатов в работе.
Задача:
Подгруппам предлагается найти выход из создавшейся ситуации; определить, что необходимо сделать для того, чтобы разрешить данную проблему: минимум «потерь» – максимум результата?
Участники команд обсуждают вопрос в установленном временном регламенте и 1-2 участника от каждой группы представляют свои идеи и пополняют «банк» обратного результата.
Вывод/ итог мозгового штурма подводит психолог-тренер.
Для того, чтобы работа с детьми-инвалидами была качественной и продуктивной, учителям необходимо соблюдать рекомендации:
- своевременно составлять программы АОП;
- использовать на уроках средства адаптации;
- корректировать и успешно осваивать методы обучения системно-деятельностного подхода;
- ежегодно проходить курсы повышения квалификации.
Далее участники садятся вновь в хаотичном порядке в круг для получения информации.
Упражнения для профилактики профессионального сгорания
Цель: демонстрация снятия сильного эмоционального и физического напряжения при работе.
Упражнения на снятие мышечных напряжений
1. «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
2. «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
3. «Передышка»
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются…
Упражнения НЛП
Нейролингвистическое программирование человеческого мозга
1. Упражнение «Ластик».
Цель: стирание стрессовой ситуации из памяти
Необходимо представить ситуацию, которая очень долгое время приносит дискомфорт, «мучает» или создает проблемы.
Пошаговая инструкция:
- эти мысли в визуальных образах необходимо «рассмотреть» как можно детальнее;
- затем представить, что большим ластиком начинаешь стирать это воспоминание; можно начать с незначительных деталей, затем переходить к более серьёзным…;
- делать это упражнение необходимо до тех пор, пока мысль или воспоминание окончательно не «сотрётся» из памяти (возможно обращаться к работе неоднократно).
Упражнение «Стёрка» (ластик/ резинка) используется и как проектная методика в арт-терапии, в данном случае оно может выступать одним из основных средств изображения проблемы на бумаге… Работать над избавлением проблемы можно также – пошагово.
2. Упражнение «Я самая обаятельная и привлекательная»
Цель: закрепить позитивное представление о себе; повысить самооценку, приобрести уверенность в себе и веру в свои мысли.
Референтная группа участников по кругу передает зеркало своему соседу и глядя в него с интонацией восторга и эмоциями радости и удовлетворенности произносит: «Какая я молодец! Я самая обаятельная и привлекательная!»
Также, можно добавить аффирмацию «Я самая обаятельная и привлекательная» в качестве аутотренинга. Для этого на вдохе нужно произнести про себя/шепотом данную фразу: «Я самая обаятельная и привлекательная», а выдыхая, максимально расслабиться. Вновь и вновь повторять позитивную установку, представляя, что с очередным вдохом она как будто записывается в каждую клеточку тела.
3. Упражнение- визуализация «Мой огонек»
Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений.
Участники, удобно расположившись на стульях, в расслабленном состоянии представляют/ «рисуют в мозге» следующую «картину»:
- Ты выходишь из дома и идёшь по улице. Ты никуда не торопишься, просто идёшь. Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь. Замечаешь снежные сугробы вокруг дороги. Снег серебрится в лучах фонарей. Ты останавливаешься и любуешься снегом. Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет. В каждом окне – маленький мир. Уютный дом. Теперь представь себе, что где-то внутри тебя горит такой же маленький тёплый свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой. Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит ясным, тёплым, спокойным светом. Представь его в виде язычка пламени. Ты можешь осторожно взять его в руки. Вот он перед тобой. Ты бережно держишь его в руках. Полюбуйся его ровным, мягким светом. Поблагодари за тепло и мир, которые он даёт (пауза). Теперь бережно положи его.
Рефлексия
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей и возможностей при работе с детьми-инвалидами.
Задача участников: создать «солнце своих способностей». Каждому раздаются лучики (нарезанные листы бумаги). Участники пишут на них свои способности и умения, которые они приобрели на тренинге и которые им помогут в работе с детьми- инвалидами. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения:
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Узнали ли вы что-то новое о работе с детьми -инвалидами?
Упражнение «Фейерверк пожеланий»
Цель: создание позитивного эмоционального настроения.
По завершению работы участники тренинга встают с мест. Тренер-психолог предлагает им коробку с конфетти и по цепочке, взяв в руку небольшую часть мелко нарезанных разноцветных кусочков бумаги, подкидывают их в круг коллег и проговаривают пожелания…
В заключении, каждая группа получает памятку с рекомендациями по работе с детьми-инвалидами.
Общие рекомендации для педагогов при работе с детьми-инвалидами:
• Создать атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Ребёнок должен чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям и свободно выражать любые проблемы.
• Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребёнка при выборе форм, методов и приёмов работы на занятии.
• Сравнивать ребёнка с ним самим, а не с другими детьми. Это поможет оценить динамику продвижения.
• Разрабатывать индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребёнка, возможно и совместно с родителями. При её разработке стоит опираться на общие закономерности возрастного развития.
• Использовать чёткие указания, поэтапно разъяснять задания. Также нужно учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции и демонстрировать уже выполненное задание.
• Делать небольшие перерывы в ходе занятия, давать возможность ребёнку переключиться на другую деятельность.
• Поддерживать самооценку ребёнка на высоком уровне, подчеркнуть значимость его личного вклада в учебные успехи. Критика не должна носить характера порицания.
• Опираться на сохранные органы чувств при обучении. Например, при нарушениях зрения нужно детально объяснять всё ребёнку и научить его сопровождать свои действия речью, а при нарушениях слуха — опираться на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы и т. п.