Жогина Евгения
Социально-проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Ёлочка»
Социально-проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию
Мастер-класс для педагогов
Жогина Е. Ю. воспитатель;
В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «. в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.». (ФГОС ДО, п. 1.2). Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Т. М. Семенова считает, что «исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представления о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными». Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования. Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников И. А. Пазухина предлагает использовать инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи:
- расширение представлений об основных эмоциях;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие социального и эмоционального интеллекта;
- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.
Для решения поставленных задач создается уголок экспериментирования или мини-лаборатория.
Основным оборудованием мини-лаборатории являются: пластиковые стаканчики, кисточки, вода, гуашевые краски, трубочки для коктейля, блестки, голубая глина, маски-схемы эмоций (цветной и черно-белый вариант, цветные пластиковые пластинки, прищепки, черно-белые картинки «Петушок», камешки, воздушные шары, булавка, магнит, карточки с характеристиками людей, пластиковые тарелочки, изображения злого и доброго мальчика.
Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию, а могут проводиться как отдельное занятие.
В организации и проведении экспериментов условно можно выделить несколько этапов:
1. Организационный этап (введение в тему занятия (игровая ситуация, чтение художественной литературы, беседа с целью актуализации личного опыта детей, постановка проблемного вопроса, выдвижения предположений о причинах поступка, поведения, отношений, явления и т. д.).
2. Экспериментирование (проведение исследования, решение проблемной ситуации, установление причинно-следственной связи).
3. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Приведем примеры социальных проблемно-игровых экспериментов по технологии И. А. Пазухиной (в авторской модификации).
Эксперимент «Школа волшебников» (И. А. Пазухина «Волшебные стаканчики»).
Возраст детей : 5–7 лет.
Задачи: расширить представление о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть); развивать внимание к соответствующим переживаниям; развивать творческие способности.
Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики для каждого ребенка, трубочки для коктейля, кисти, салфетки, блестки, голубая глина, красная и желтая гуашевые краски, вода, маски эмоций.
Ход эксперимента.
Педагог: Сегодня я вас приглашаю посетить «Школу волшебников». Сейчас мы все превратимся в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик с водой, трубочка. При помощи простых, самых обычных материалов мы превратим прозрачную воду в настроение. Какое настроение вы знаете, каким бывает настроение? (Ответы детей, демонстрация масок-схем). Молодцы! А теперь приступаем к волшебству. Внимательно посмотрите на воду в стаканчике. Какая она? (чистая, прозрачная). Как вы думаете, на какое настроение похожа вода в стаканчике? (спокойствие). Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь давайте в стаканчики бросим блестки, размешаем трубочкой. Посмотрите, какая красота! А теперь устроим салют (подуть в трубочку). На какое настроение сейчас похожа вода в стаканчиках? (радость). Скажите, а когда вы радуетесь? (Ответы детей). Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют. Но бывает ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение. Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей. Когда мы грустим, наши мысли становятся неприятными, мы плохо себя чувствуем, и наше настроение похоже на темную, мутную воду. Как можно вернуть веселье, радость? Ответы детей. А еще можно раскрасить настроение яркими красками. Возьмите кисточки и яркими красками раскрасьте настроение в своих стаканчиках. Какое настроение мы наколдовали в школе волшебников? (спокойное, радостное, грустное). Какие материалы мы для этого использовали? На что похожа радость? Грусть? Спокойствие? Как мы с вами победили грусть?
Вывод: сегодня мы узнали, как превратить обычную воду в настроение; «изготовили» грустное, спокойное, радостное настроение; узнали еще один способ как победить грусть — раскрасить ее яркими красками.
Таким образом, технология социального проблемно-игрового экспериментирования И. А. Пазухиной является инновационной в детском саду. Задачи, решаемые при помощи данной технологии, соответствуют требованиям ФГОС ДО и способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. И. А. Пазухина отмечает: «В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учиться совместно со взрослыми и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы».
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Пазухина И. А. Маленькие экспериментаторы в детском саду// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.
3. Семенова Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : методическое пособие. /Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. — Спб. : Детсво-пресс, 2013.
5. Уманская Н. В., Иванова А. И. Об инновациях ФГОС ДО// Управление ДОУ. 2014. № 7.