Валерия Андреевна Ионова
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности эмоционального развития детей с ограниченными возможностями
ВВЕДЕНИЕ
Одним из острых вопросов современного общества является проблема инвалидности с учетом ее медицинского, социального, нравственного и экономического значения. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в нашей стране приобретает поистине общенациональный характер.
Публикация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В сложившихся условиях главной нашей задачей сегодня является разработка способов преодоления трудностей связанных с наличием у ребенка дефекта, воспитание полноценной, гармонично развивающейся личности и раскрытие ее потенциальных возможностей. Решение этой задачи предполагает тщательное изучение многих вопросов, например, причин возникновения нарушений в развитии, способов преодоления этих нарушений, особенностей развития детей с ограниченными возможностями, в том числе и особенностей их эмоционального развития.
Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни. Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Для некоторых категорий детей эмоции приобретают особое значение. Например, дети с нарушениями слуха очень активно используют эмоционально-выразительные движения - мимику, жесты, пантомимику, которые являются для них главным средством общения.
Очевидно, что эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями является одним из главных факторов, влияющих на развитие его личности в целом, именно поэтому этот вопрос заслуживает особого внимания.
Цель работы: Изучить социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Изучить особенности психических состояний инвалидов;
2. Изучить эмоциональные состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Осуществить анализ литературы по проблеме проявления эмоций у детей с ограниченными возможностями.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана обусловленные врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, приводящие к нарушению общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь.
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Развитие ребенка с ограниченными возможностями зависит от четырех факторов:
1. Вид (тип) нарушения;
2. Степень и качество первичного дефекта.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды
В целом же такие дети характеризуются следующими чертами: ограничения жизнедеятельности у них возникают в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности, поэтому ограничения сказываются не только на проявлении личности ребенка-инвалида, но и на ее формировании. У этих детей отмечается: повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, чувство неполноценности, эгоистические тенденции. К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства формируются высокий уровень невротизации, фиксация на своем болезненном состоянии, усиливается потребность в общении, а невозможность ее удовлетворения порождает фрустрацию. В большинстве случаев у подростков-инвалидов выявляются нереальные профессиональные намерения, высокий уровень притязаний.
ГЛАВА 2 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха
В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие устной речи, речевой эмоционально измененной интонации, музыки (для их восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи отрицательно сказывается на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния, на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
Эмоциональные проявления глухих детей во многом зависят от характера общения со взрослыми. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.
Таким образом, обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.
Такой вид эмоциональных состояний, как чувства, начинает формироваться у детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте, это формирование проходит длинный и сложный путь.
На протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха — они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы — памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.
2.2 Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения
Ряд исследователей (Л. И. Солнцева, Л. В. Егорова, Л. В. Рудакова, О. А. Усанова и др.) отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдаются проблемы в эмоционально-личностной сфере. Они чаще подвержены отрицательным эмоциональным состояниям (депрессия, стрессы, состояния фрустрации (постоянное ожидание психического напряжения). У таких детей страдает самооценка (чаще заниженная, отсюда трудности адаптации, снижение активности, инициативности, а иногда отказ от деятельности. Для детей с патологией зрения характерно ослабление внешнего выражения эмоций, движений. (Например, у нормальновидящего новорожденного 26 видов плача, а у ребенка с нарушениями зрения в два раза меньше).
Дети с тяжелыми нарушениями зрения отличаются почти полным отсутствием жестикуляции и маскообразным лицом. Если ребенок спокоен, то лицо его кажется сосредоточенным, слишком неподвижным; если он возбужден, то его мимика и жесты становятся беспорядочными и несоответствующими общепринятым выражениям эмоций. Ребенку трудно выполнить такие действия, как поднять брови, сморщить нос и т. д.
Дети с тяжелыми нарушениями зрения не могут правильно воспринимать позы и тем более воспроизводить их, не понимают значения различных поз, не определяют по той или иной позе смысл происходящего.
Неразвитость неречевых средств общения отрицательно влияет на развитие речевого общения. По интонации говорящего, ребенок не может определить его настроение, отношение к себе в данный момент. С помощью интонации ребенок не может передать чужие переживания.
Это приводит к ограничению возможностей получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
2.3 Эмоциональное развитие детей с нарушением речи
Л. М. Шипицина, Л. С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I - II классов с общим недоразвитием речи.
В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сенситивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
У значительной части (40%) таких детей обнаруживается сосредоточенность на собственных проблемах, склонность все переживания держать в себе, замкнутость.
У учеников первых классов речевых школ наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. На втором году обучения в специальной школе у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессовым состояниям.
Исследование эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи, проведенные И. Ю. Кондратенко показали, что для детей с общим недоразвитием речи характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях. Им особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. Изучение выразительности речи выявило, что 53% детей с ОНР не смогли адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания. При определении и назывании эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с нарушениями речи смешивали различные эмоции: гнев, страх, удивление. Максимальная успешность достигнута ими в определении эмоциональных состояний радости и грусти. Частота употребления эмоциональной лексики в устной речи детей с ОНР в два раза ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Коэффициент лексического разнообразия данной лексики у испытуемых экспериментальной группы значительно ниже, чем у обследованных контрольной группы. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявлены многочисленные ошибки в установлении синонимических отношений.
2.4 Эмоциональное развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория, со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.
Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются, и возникает угроза формирования патологического характера. У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.
2.5 Эмоциональное развитие детей с умственной отсталостью
Исследованием эмоций детей с интеллектуальным недоразвитием занимались: Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, М. С. Певзнер, Г. Ф. Бреслав и другие.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, отсутствие критики. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний возникающих по малосущественным поводам.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманного. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды не могут удовлетвориться какой-либо, даже лучшей вещью какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающийся в том, что при утомлении или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
2.6 Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.
У детей с задержкой психического развития часто возникает состояние беспокойства, тревожность.
Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуацию и настроение окружающих.
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками.
Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.
Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.
Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем, по сравнению с нормально развивающимися детьми, понимании эмоций как чужих, так и собственных.
2.7 Эмоциональное развитие детей с нарушением поведения и общения
Р. Дженкинсон выделяет следующие типы нарушения поведения и общения у детей: гиперкенетическая реакция, тревога, уход по аутистическому типу, бегство, несоциализированная агрессивность, групповые правонарушения.
Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые нарушения в социально-личностном и эмоциональном развитии.
При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального и эмоционального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло.
Эти дети избегают контакта с другими людьми. Их мимика маловыразительна, характерен взгляд мимо или “сквозь” собеседника. Более чем у 50—70% детей с ранним детским аутизмом наблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. В то же время они отличается повышенной ранимостью, впечатлительностью, их реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны.
Ребенок с РДА склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. Чувство страха, сохраняющееся иногда годами, определяет стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, продуцированию ими различных защитных движений и действий, носящих характер ритуалов. Малейшие перемены (перестановка мебели, изменение режима дня) вызывают бурные эмоциональные реакции.
Дети с РДА пугливы, тормозимы, неуверенны в себе. У них наблюдается постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию у детей адекватных нравственных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо» применительно к ситуации общения и поведения.
2.8 Эмоциональное развитие детей с комплексными нарушениями психофизического развития (сложным дефектом)
Наиболее изученным видом сложного нарушения развития является слепоглухота.
Нарушения эмоционально-волевой сферы слепоглухого ребенка являются причиной недостатка его социально-личностного развития. Так как для слепоглухих детей характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей, у них возникают затруднения при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств. В развитии эмоций и чувств у таких детей большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепоглухой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.
Из-за неумелого руководства родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства, у детей возникает страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами.
Распространено мнение о том, что слепоглухие менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем нормально развивающиеся люди. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Исследования понимания слепоглухими эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепоглухие обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность.
У слепоглухих детей следует выделить такие особенности личности и эмоционально-волевой сферы, как слабость социальных связей, эгоцентризм, несамостоятельность, низкая самооценка, слабое развитие самовоспитания, неосознанность своего нарушения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональное развитие является одним из важнейших компонентов личности ребенка. Оно отражает его отношение к окружающему миру, людям и самому себе. Показывает своеобразие, неповторимость каждого дошкольника. Несмотря на то, что эмоциональные проявления очень индивидуальны, само эмоциональное развитие происходит по определенным правилам. Развитие эмоциональной сферы детей с нормой соответствует им, а детей с ограниченными возможностями здоровья - нет.
Скорость, полноценность и особенности эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят в первую очередь от характера дефекта, который привел к ограничению. В эмоциональном развитии детей с разными дефектами отмечаются существенные различия.
Таким образом, в целом, всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на три группы:
Первую группу составляют наиболее сохранные учащиеся, для которых характерны следующие проявления: эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста; для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые порывистые движения; наблюдается преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.
Вторую группу составляют относительно сохранные дети, для которых характерно: задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений (неуверенностью, боязливостью) – связанных с ощущением своей физической неполноценности.
Третью группу составляют учащиеся, которые испытывают наибольшие трудности в развитии, для них характерно: отсутствие типичной для здорового ребенка живости и яркости эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний; внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с. ;
2. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений/ В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с. ;
3. Шаповал И. А. Специальная психология: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).