Ольга Вандушева
Социально-педагогический проект «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогический проект "Семья"
автор проекта :Вандушева О. А. – педагог - психолог
Содержание
1. Проблема проекта
2. Социальная значимость проекта
3. Целевая аудитория
4. Продолжительность реализации проекта
5. Цель и задачи проекта
6. Планируемые результаты проекта
7. Механизм реализации проекта
8. Основные приоритетные направления деятельности
9. Возможные риски
10. Ресурсы, необходимые для проекта
Публикация «Социально-педагогический проект „Семья“» размещена в разделах
11. Оценка эффективности проекта
12. Перспективы дальнейшего развития проекта
13. Литература
1. Актуальные проблемы и потребности проекта
Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица, так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).
Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).
Низкая степень ответственности и знаний родителей за воспитание, образование, развитие и здоровье детей
Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.
Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях
Актуальность разработки и внедрения модели службы психолого-педагогической и консультативной помощи родителям и детям дошкольного возраста, в том числе от 2мес до 7лет, не посещающих дошкольные образовательные организации Жердевского района связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития
2. Социальная значимость проекта
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытие человечеством.
Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней.
Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей, воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга, регулятивной, нравственно-нормативной.
Одной из основных определяющих в ФГОС ДО является взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, через развитие инициативы родителей в новых формах и способах взаимодействия. Это возможно при создании специальных условий в ДОО для овладения и использования информации об оптимальных условиях образования и воспитания детей дошкольного возраста в рамках индивидуального подхода к каждой семье, которую могут предоставить специалисты консультационного центра в сотрудничестве с социальными партнерами. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в детском саду №2 «Светлячок» осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством РФ и нормативными документами Тамбовской области, в связи с этим, одной из основных задач всей системы образования является «Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства».
3. Целевая аудитория проекта
• Педагогические работники детского сада
• Семьи, имеющие детей не посещающих ДОО
• Дети дошкольного возраста, а также дети с ОВЗ
4. Приблизительная продолжительность проекта
Продолжительность реализации проекта 11 месяцев с апреля 2019 – февраль 2020г
5. Цель проекта
Обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи в рамках реализации национального проекта «Образование», регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
6. Задачи проекта
• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей;
• психосоциальная помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку, повышение уровня самоуверенности и формирование положительной самооценки;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не получающих дошкольное образование
• оказывать консультативную, психологическую и коррекционную помощь и поддержку родителям и детям, поддержание осознанного родительства.
7. Планируемые результаты проекта
Личностные.
Данные формы работы позволят выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье. На первом этапе разработать индивидуальный маршрут развития ребенка провести изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования. Разработать индивидуальные коррекционно-развивающие программы, упражнения, направленные на комплексное решение проблемы семей с детьми-инвалидами, с ОВЗ и обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.
На втором этапе у родителей сформируется установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, между собой, активная позиция к воспитанию ребенка в семье, родители изучают приемы адекватного взаимодействия, родители познают приемы организации групповых игр с несколькими детьми (2-3 ребенка). Обретается уверенность в себе и избавление от комплексов.
Социальные
Предполагаемые результаты по реализации программы предусматривают осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего и дошкольного возраста, в т. ч. и детей с ограниченными возможностями здоровья, безболезненной адаптации детей к условиям ДОУ, повышение физического и психического уровня развития детей дошкольного возраста. Основной упор работы направлен на работу с родителями детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, и направлены на решение следующих задач:
-укрепление здоровье детей, закаливание, развитие основных видов движений, создание условий, способствующих развитию двигательной активности;
-формирование в режимных процессах простейших навыков самостоятельности, опрятности, аккуратности;
-расширение ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запасов понимаемых слов, развитие потребности в общении
-развитие познавательной и двигательной активность детей во всех видах игр;
-формирование навыков культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.
Экономические
Воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека.
8. Механизм реализации проекта
I. Подготовительный этап (апрель – май 2019г)
• организация информационно-исследовательских и методических работ по социально-психологической поддержке родителей, чьи дети находятся на семейном обучении, а так же дети дошкольного возраста, не посещающие дошкольное учреждение; публикование в СМИ, на сайте образовательного учреждения, изготовление визиток
• сотрудничество с МКУ РЦИМО, «Жердевской ЦРБ», получение первичных данных о семьях, чьи дети находятся на семейном обучении, а так же дети дошкольного возраста, не посещающие дошкольные учреждения;
• разъяснение содержания и особенностей консультативной работы, основные правила поведения и проведения встреч;
• диагностическая деятельность, для выявления проблем семей, имеющих детей с ОВЗ (формы работы включали беседу и анкетирование, диагностику уровня развития ребенка).
На подготовительном этапе происходит:
- Знакомство с нормативной документацией, в ходе реализации инновационного проекта.
- Определение состава участников инновационной деятельности.
- Проведение инструктивно – методических совещаний в ходе реализации инновационного проекта.
- Анализ семей, проживающих на территории Жердевкого района, не охваченных дошкольным образованием.
Изучение спроса родителей на реализацию инновационного проекта.
- Информационное оповещение родителей и общественности через объявления, сайт дошкольного учреждения.
- Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о деятельности муниципальной инновационной площадки.
- Мониторинг по предоставлению услуг семьям.
- Знакомство специалистов детского сада с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия, дается вся необходимая информация о направлении деятельности педагога-психолога; учителя – логопеда, учителя – дефктолога.
II. Основной этап (июнь – январь 2020г).
Проект «Семья» построен на серии мероприятий по формированию образа семьи : консультационные, профилактические.
Эти мероприятия направлены на реализацию проекта и представляют собой комбинацию разнообразных мероприятий:
• поддержанию осознанного родительства, учитывая возрастные особенности и специфику проблемы,
• проведение практических занятий с детско-родительской группой, тренинг «Осознанное родительство», «Эффективные родители», «Стиль семейного воспитания» и др. (по запросу родителей);
• проведение семейных и индивидуальных консультаций: «Чувства старшего ребенка», «Развитие игровой активности», «Важность режима дня», «Польза скороговорок», «Что должен знать ребенок 5-6 лет», «Профилактика дислексии», «Как отвечать на детские вопросы», «Музыкотерапия, как средство релаксации», «Что такое сигматизм?», «Расширение активного словаря», «Организация досуговой деятельности ребенка первого года жизни», «Роль сказки в воспитании ребенка», «Регулярность выполнения артикуляционных упражнений», «Как применять кинизиологические игры», «Роль сказки в воспитании ребенка» и др. (по запросу родителей)
• проведение практических занятия в родительских группах: деловая игра: «Как понять своего ребенка», дискуссия: «Наказания и поощрения», мастер – класс для родителей 5-7 лет «Изготовление головоломки «Танграм» для детей» и др. (по запросу родителей)
• лекции, семинары: «Какие игры в возрасте 3-4 лет можно играть», «Занимаемся пальчиковой гимнастикой», «развитие моторики руки», «Что такое ОНР? И его причины», «Поощрение игр друг с другом», «Чтение и обсуждение сказок», «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и взаимодействие родителей друг с другом», «Климат в семье ребенка», «адаптация ребенка к детскому саду» и др. (по запросу родителей)
III. Заключительный этап (февраль 2020г)
Подведение итогов реализации проекта «Семья» предусматривает:
• проведение оценочной анкеты родителями с целью оценки качества оказанных услуг (анкетирование родителей);
• анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
• отчет о реализации проекта;
• дополнение и реализация продолжения проекта с учетом опыта;
• разработка памяток и буклетов для семей «Профилактика дисграфии», «Психологическая адаптация ребенка к школе», «развитие грамматического строя речи», «Формирование речевого подражания».
9. Основные приоритетные направления деятельности
Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".
Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.
Продуктивные технологии.
Создание банка данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей, трансакциональный анализ, система группповых консультаций, целевые конференции, организация внутрисемейного общения.
10. Возможные риски
Практика общения с родителями позволит нам выявить наиболее типичные риски и проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов КЦ родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказание помощьи этой категории взрослых педагогом-психологом;
- нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказание помощи этой категории взрослых учителем-логопедом, учителем - дефектологом;
- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребё нка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты нашего центра;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
11. Ресурсы, необходимые для проекта
Объем финансового обеспечения реализации проекта на уровне детского сада осуществляется в пределах объёмов средств на текущий финансовый год и используется для осуществления расходов, необходимых для реализации проекта, приобретения средств обучения, наглядного пособия, дидактических игр, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников и организации функционирования детского сада.
12. Оценка эффективности проекта
К оказанию консультативной помощи привлечены 4 высококвалифицированных педагогических работника : педагог-психолог, учитель-дефектолог и учителя-логопеды, имеющих соответствующее образование и опыт работы с родителями:
Результат нашей работы определяется не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по числу родителей, принимающих активное участие в деятельности ДОУ, как они переносят полученные знания и навыки в процессе семейного воспитания; по направлению данных мероприятий на развитие и воспитание детей.
Таким образом планируем охват семей, имеющих детей, в т. ч. детей с ОВЗ, не охваченных дошкольным образованием не менее 70%.
13. Перспективы дальнейшего развития проекта.
С учётом положительного опыта работы этого учебного года в детском саду намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, разнообразить формы работы. Работа педагогического коллектива проекта «Семья» с семьями воспитанников - залог укрепления и оздоровления детско-родительских отношений. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) предусматривает разнообразный перечень запросов: основные закономерности развития ребенка, индивидуально-типологические особенности, прогноз развития ребенка, основные методы и приемы воспитания и обучения детей, проблемы детско-родительских отношений.
Информационные источники:
1. Гребенников И. В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием /Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. – М. : НИИ ОПВ АПН СССР., 1980.
2. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М. : Сов. Россия, 1983.
3. Новые технологии воспитательного процесса / Шуркова Н. Е. и др. /Под общ. ред. В. А. Карковского. – М. : МП "Новая школа", 1994.
Интернет – источники:
• https://firo.ranepa.ru/ ФИРО
• https://68cdo.ru/ Тамбов - Викки
• https://obraz.tmbreg.ru/ Управление образования и науки в Тамбовской области
• https://www.rusedu.ru/subcat_40.html Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций.
• https://www.metodkabinet.eu/ Предметные области. Библиотека готовых материалов. Педагогическая библиотека. Тематические коллекции материалов к праздникам.
• https://www.obruch.ru/ Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей.
• https://www.doshvozrast.ru/ Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительныхмероприятий, сценарии, игры и занятия.
• https://www.detskiysad.ru/ Портал содержит следующие разделы: Книги по педагогике, Книги по меди-цине, Болезни детей и взрослых, Педиатрия и гигиена, Общее воспитание, Физиче-ское воспитание, Эстетическое воспитание, Трудовое воспитание, Развитие речи, Сенсорное воспитание, Обучение в детском саду, Детское творчество, Развитие в игре, Ознакомление с природой, О детской психологии, Вопросы и проблемы, Старинные игры и забавы, Различная литература
• https://detsadd.narod.ru/ Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного об-разования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций.
• https://www.detskiysad.ru Информационно-образовательный ресурс, на страницах которого можно найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об ор-ганизации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом
Электронные образовательные ресурсы
• https://learningapps.org/ Создание интерактивных игр
• https://puzzlecup.com/crossword-ru/ Фабрика кроссвордов
• https://photopeach.com/ Слайд-шоу
• https://www.jigsawplanet.com/ Пазлы
• https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=0efff9587143 Пазлы «Овощи»
• https://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator Генератор ребусов
Электронные образовательные ресурсы для дошкольников
1. https://www.baby-news.net – «Baby news» — Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
2. https://packpacku.com — детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
3. https://www.zonar.info — «Оригами — Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
4. https://www.1umka.ru/load/ — «Умка — Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!
5. https://bukashka.by/ – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивающие игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
6. https://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, раскраски, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т. п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры)
7. https://pochemu4ka.ru/ — Детский портал «Почемучка». На сайте можно найти много интересного и увлекательного.
8. https://www.solnet.ee/ — Детский портал «Солнышко». Много интересного материала для родителей, детей и педагогов.
9. https://eor-np.ru/taxonomy/term/548 — Электронные образовательные ресурсы по тематике дошкольного образования: безопасность, коммуникация, познание, художественное творчество);
План проведения проекта
№ Мероприятия Ответственные Сроки выполнения Социальный эффект
1. Подготовительный этап Специалисты ДОУ Апрель – май 2019г Информационно – просветительская работа
2. Основной этап Специалисты ДОУ Июнь 2019г– январь 2020г Взаимодействии семьи и специалистов детского сада
3 Заключительный этап Специалисты ДОУ Февраль 2020г Заинтересованность семей имеющих детей, не охваченного системой дошкольного образования, а также дети с ОВЗ совместной деятельности со специалистами КЦ. Формирование положительного эмоционального фона семьи