Мария Хусаинова
Социально — педагогическая работа с неблагополучными семьями
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. В связи с тем, что в последнее время довольно отчетливо заявила о себе проблема семейного неблагополучия, семейному воспитанию стало уделяться особое внимание. Это обусловлено тем, что семейное неблагополучие влечет за собой целый ряд проблем – это нарушения в поведении, развитии и общении детей: бродяжничество, агрессивность, кражи, аморальные формы поведения, низкая успеваемость, неуравновешенность психики, конфликтность, употребление ненормативной лексики и т. д.
Публикация «Социально — педагогическая работа с неблагополучными семьями» размещена в разделах
О необходимости исследования в этой области свидетельствует следующий документ: Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 №223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета» от 27 января 1996 г. №17, «Собрание законодательства РФ» от 1 января 1996 г. №1 ст. 16.
По его словам, на настоящий момент 6, 2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов. При этом около 9,5 тыс. родителей-одиночек воспитывают пять и более детей. По статистике, более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически отклоняются от уплаты алиментов, а каждый третий - не платит их вообще.
Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т. д. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной тактики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации. Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются неблагополучные семьи, в которых проживают дети разного возраста. Это проблема является действительно актуальной.
Степень разработанности. Проблемы семейного воспитания рассматривались многими классиками педагогики - Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо. Не потеряли они актуальность и для современных исследователей - И. В. Гребенникова, С. С. Новиковой, Ю. Хямяляйнен, П. Н. Щербань и др. Среди современных исследователей различные аспекты проблемы поддержки семейного воспитания представлены в работах Н. В. Анненковой, О. С. Бажановой, Н. В. Голубцова, А. И. Добруновой, Н. Н. Дружининой, Е. С. Евдокимовой, М. А. Пономаренко, Г. А. Сабитовой, Е. А. Сергеевой, К. Н. Сивцевой, И. А. Писаренко.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная проработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей».
Проблема исследования. Как организовать социально-педагогическую работу с неблагополучными семьями?
Цель исследования – рассмотреть аспекты социально-педагогической работы семейного неблагополучия.
Объект исследования – социально-педагогическая работа семейного неблагополучия.
Предмет исследования – процесс социально-педагогической работы семейного неблагополучия в детском саду.
Гипотеза исследования – социально-педагогическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия в условиях детского сада будет эффективной, если будут теоретически обоснованы, разработаны, а также реализованы рекомендации.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы семейного неблагополучия.
2. Раскрыть сущность понятий «неблагополучие», «семейное неблагополучие», «неблагополучная семья».
3. Охарактеризовать неблагополучные семьи как объект социально-педагогической деятельности.
5. Проанализировать работу по социально – педагогической работы с неблагополучными семьями в колледже.
6. Провести анкетирование неблагополучных семей на базе колледжа.
7. Разработать рекомендации по совершенствованию социальной профилактике неблагополучных семей в колледже.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ литературных источников;
- сравнение;
- обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение;
- анкетирование.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, в раскрытии сущности понятия «неблагополучие», «семейное неблагополучие», «неблагополучная семья», а также характеристике особенностей неблагополучных семей в колледже.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработанных рекомендациях социально-педагогическая программы профилактики семейного неблагополучия в условиях образовательного учреждения. Результаты исследования могут служить теоретической и практической базой для решения проблемы профилактики семейного неблагополучия в современней образовательной практике.
Апробация. Материалы исследования были переданы в МБДОУ.
Структура работы : данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.