Анастасия Туманова
Социально-педагогическая проблема агрессивного поведения учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогической проблемой современной школы является агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в отчуждении от образовательной деятельности, дестабилизации межличностных отношений "ученик-учитель", нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия учителя и семьи ребенка, снижении уровня самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональной агрессии и др
Агрессия у детей вызывается целым рядом неблагоприятных факторов:
Публикация «Социально-педагогическая проблема агрессивного поведения учащихся» размещена в разделах
- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей;
- влиянием СМИ;
- ухудшением социальных условий жизни;
- глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками;
- кризисом семейного воспитания;
- неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания);
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, не уверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева.
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей – воспитание детей - это самовоспитание родителей! Через лектории, беседы, анкетирование, наблюдение, круглые столы и т. д. 2. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:
всегда помнить об индивидуальности ребенка;
учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
стараться понять требования ребенка;
помнить, что для перемен нужно время;
противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
проявлять постоянство по отношению к ребенку;
чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
одобрять разные варианты конструктивного поведения;
совместно искать выход путем перемены в ситуации;
ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
использовать положительный пример других детей и родителей;
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить по следующим направлениям:
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, т. е. советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, грубость и все другие образцы пассивно-агрессивного поведения. Методика «Лестница гнева» - нижние ступеньки демонстрируют негативные способы проявления гнева (словесные оскорбления, бросание предметов и т. д.) Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом.
- обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Агрессивным детям будут полезны любые релаксационные упражнения (добрые рифмовки в сочетании с действиями и т. д.) В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
- отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию часто встречающихся конфликтов.
Методика незавершенных предложений, классный-час-беседа «Как приручить своих драконов»
- формирование таких качеств как толерантность, доверие к людям, уважение и умение принимать конструктивные решения через диалоги-общения. На службе у педагогов новые методы обучения и социализации личности - тренинги, проектная деятельность, использование шоу-технологий ( основные механизмы: эмоциональное заражение, соревновательность и импровизация, организация коллективных дел, когнитивных тренингов, рационально меняющих ход мыслей ребёнка в той или иной ситуации и т. д.
К педагогическим мерам предупреждения агрессивного поведения школьников относится создание условий для:
- построения гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- включения родителей в образовательный процесс;
- организации свободного времени школьников в соответствии с их интересами;
- самоконтроля собственного поведения;
- повышения познавательной и социальной активности учащихся;
- внедрения в практику инновационных идей воспитательной деятельности.
Воспитательная работа в школе будет успешной, если она базируется на таких принципах, как принцип гуманизации, принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей, принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Испытывая трудности с организацией воспитательной работы, современный педагог должен помнить, что воспитание – процесс творческий и созидающий, требующий новейших знаний инновационных методик воспитания и применения их на практике.
Важная цель педагога - не только руководить и воспитывать, но и направлять, защищать воспитанника, быть его наставником и помощником, выступать в роли посредника между детьми и их родителями. Поэтому современный классный руководитель нуждается в научно-методической поддержке.
Только успешный классный руководитель может воспитать успешную личность!