Алеся Голубцова
Социально-педагогическая деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование социально-педагогической деятельности
Планирование принято рассматривать как основу управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.
Публикация «Социально-педагогическая деятельность» размещена в разделах
Цель планирования - выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Подготовка планов работы основывается на соблюдении ряда требований (принципов планирования, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения.
Основные принципы планирования:
научность конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
целенаправленность - определенная целевая установка деятельности на конкретный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта.
перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
объективность - разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта : материальных, экономических, географических, социальных и др. Педагог социальный ориентирован на реализацию потребностей и интересов клиента;
скоординированность (согласованность) - соотнесение и координация плана работы педагога социального с планами работы специалистов (методистов отделов, специалист по работе с детскими общественными организациями, педагог организатор и др.) учреждения дополнительного образования;
оптимальность - выбор содержания и форм построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
комплексность - при составлении плана предполагается использование разных форм, методов, видов направлений деятельности в их единстве и взаимосвязи. Ориентация на комплексный характер планов (разнообразие форм работы; положительное влияние на разные стороны личности, включение учащихся в разные виды деятельности;
коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур;
конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей;
реальность - разумная насыщенность плана.
Важным компонентом, определяющим деятельность педагога социального в учреждении дополнительного образования, является процесс планирования собственной работы. Сложность этого процесса заключается в том, что он, с одной стороны, требует от специалиста творческого подхода, педагогической интуиции и активного включения в жизнедеятельность коллектива учреждения образования, а с другой стороны – ограничен определенными рамками должностных обязанностей.
Предлагаемый алгоритм является одним из возможных вариантов последовательных действий по планированию работы педагога социального в учреждении дополнительного образования.
Определяя последовательность действий в планировании работы педагога социального на год, необходимо выделить и рассмотреть следующие этапы:
анализ деятельности за предыдущий учебный год;
постановка целей, задач на следующий учебный год;
определение приоритетных направлений деятельности;
проектирование организационно-методических подходов к осуществлению выделенных направлений работе;
конкретизация содержания деятельности на учебный год, включающей формы и методы работы;
оформление и утверждение плана.
В работе педагога социального различают перспективное, календарное, тематическое и текущее планирования.
Основополагающий план для работы педагога социального учреждения дополнительного образования является план работы педагога социального на учебный год, утвержденный руководителем учреждения дополнительного образования, так называемый «перспективный план». Для педагога социального такой план выступает как часть плана работы учреждения дополнительного образования. Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел. Он составляется как правило на 1 год. Для плана характерны принципы перечисленные выше (научность, согласованность, оптимальность, перспективность, конкретность и т. д.).
Как правило, перспективный план имеет следующую структуру: аналитический отчет за предыдущий год; цели и задачи деятельности на предстоящий период; содержание по направлениям работы.
Аналитический отчет отражает состояние жизни учащихся учреждения, актуальные проблемы различных групп детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы педагога социального за прошедший период, характеристику его социальных и профессиональных связей, включенности других специалистов и учреждения дополнительного образования в решении проблем социальной жизни ребенка.
Цель определяет стратегию работы педагога социального как двусторонний процесс: с одной стороны, процесс создания педагогически целесообразной среды для становления личности учащегося; с другой - процесс развития самостоятельности ребенка как субъекта социальной жизни.
Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни учащихся в определенном направлении социально-педагогической деятельности.
Содержание по направлениям работы может включать в себя следующие разделы:
- диагностико-аналитическая деятельность;
- информационно-организационная деятельность;
- защита прав и законных интересов учащихся;
- профилактика и просвещение;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- консультационная деятельность;
- методическая деятельность;
- взаимодействие и сотрудничество;
- повышение собственной квалификации.
В каждом разделе плана указывают мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи.
Календарный план работы на более короткий срок, как правило, на месяц, неделю. Формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки.
Ежедневное планирование работы педагога социального осуществляется в соответствии с графиком его работы. График работы педагога социального утверждается руководителем учреждения дополнительного образования. В графике указываются дни и часы приема. Уместнее всего поместить график на двери кабинета социального педагога (Приложение 1).
Календарный план помогает выявить последовательность действий педагога социального по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.
Тематический план работы - планирование деятельности в отношении конкретных проблем, таких как профилактика табакокурения, правонарушений и преступлений, СПИДа и т. д. (Приложение 2).
Текущий план - план проведения конкретных акций, форм работы.
Исходя из вышеизложенного, следует обратить внимание, что эффективность планирования социально-педагогической деятельности осуществляется на основе нормативных документов Республики Беларусь, зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения цели.