Наталья Иванова
Педагогическая деятельность воспитателей семейных детских садов по воспитанию детей раннего возраста (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – важнейшая часть жизни ребенка
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Государства - участники Конвенции о правах ребенка, убежденные в том, что семье, как основной ячейки общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и, особенно, детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие; признали, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Публикация «Педагогическая деятельность воспитателей семейных детских садов по воспитанию детей раннего возраста (часть 1)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Родительская безусловная любовь и безраздельное внимание особенно необходимы ребенку в первые месяцы и годы жизни.
Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь!
Семейные детские сады в Москве
Одна из наиболее востребованных вариативных форм дошкольного образования для детей младенческого и раннего возраста – семейный детский сад, создаваемый в Москве в благополучных многодетных семьях в целях поддержки материнства и детства. В столице семейные детские сады появились после принятия 30 октября 2007 года правительством Москвы постановления № 951 – ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада». На должность воспитателя (младшего воспитателя) оформляется один из родителей. На сегодняшний день в Москве насчитывается более 700 семейных садов (по данным Ассоциации педагогов семейных детских садов). Государственные образовательные организации, открывающие группы семейных садов, возлагают на себя ответственность профессиональной переподготовки и методической поддержки воспитателей семейных детских садов. Особенностью функционирования группы семейного детского сада является возможность принимать детей из других (в том числе не из многодетных) семей с 2 – месячного возраста до 7 лет. Эта возможность активно используется родителями детей, которые по различным причинам не посещают массовые группы дошкольных организаций.
Воспитатель семейного детского сада имеет уникальную возможность личностно – ориентированного подхода к воспитанию и образованию детей, воспитанников группы. Это особенно важно на самых ранних жизненных этапах развития ребенка: в младенческом и раннем возрасте. Для практической деятельности по присмотру и уходу за детьми, а также для воспитательной и образовательной работы, педагог в первую очередь формирует в своем доме развивающую предметно – пространственную среду, используя рекомендации специалистов дошкольной образовательной организации, сотрудником которой он является.
Формирование развивающей предметно – игровой среды для детей раннего возраста в домашних условиях
Зона для экспериментирования с водой может располагаться в обычной ванной комнате, где достаточно иметь несколько комплектов резиновых игрушек для предметной деятельности детей с использованием воды. Например, с черепашками разного размера можно не только играть, рассматривая и называя части их тела, но и формировать элементарные математические представления (большой, маленький и др.); крокодилу с детенышами можно чистить зубы, формируя у ребенка специфические культурно – нормированные орудийные действия. Можно формировать представления об окружающем мире, превратив воду (с помощью синей краски) в «море» и, запуская желтые, синие, красные кораблики, ходить по волнам. Эксперименты с водой желательно практиковать ежедневно, придумывая разнообразные занятия (например, с дырявыми стаканами разного размера производства IKEA). Занятия ребенка с теплой водой благоприятно воздействуют на его нервную систему. Все занятия ребенка с водой должны проходить под пристальным присмотром взрослого. Воду можно использовать в интегрированных занятиях: мыть тарелочки для кукол, муляжи овощей и фруктов. Для этого используют емкости небольшого размера (тазы, пластиковые миски). (Рис. 1, 2)
Природный уголок можно расположить на окне: достаточно приобрести два растения, одно с крупными листьями, другое с мелкими, и приучить ребенка ухаживать за ними. (Рис. 3)
Зона для художественно – эстетического развития может включать в себя небольшой столик и стул для занятий изобразительной деятельностью (Рис. 4, а также проигрыватель для восприятия музыки. Детские музыкальные инструменты должны быть доступны ребенку для экспериментирования со звуком.
Зона для экспериментирования с сыпучими материалами может быть переносной. (Рис. 5) Крупу (манную, пшено) и горох, в зависимости от возраста ребенка, можно насыпать в пластиковую коробку или ведерко. Маленькие дети с удовольствием пересыпают манку из чашки в чашку, насыпают в игрушечную мельницу, откапывают, спрятанные взрослым, маленькие фигурки животных. Если коробка достаточной площади, ребенок может долго и увлеченно играть с маленьким бульдозером или экскаватором. После занятия коробку необходимо плотно закрывать крышкой. Игры с сыпучими материалами способствуют развитию мелкой моторики. При проведении игр необходим контроль взрослых.
Зона сенсорного развития. Например, небольшой бассейн с разноцветными шарами. Если научить ребенка катать шарики, используя горку для купания, вскоре он будет делать это самостоятельно. Дети с интересом участвуют в сортировке шаров по цвету, что способствует их умственному развитию. Для развития разнообразных тактильных ощущений в бассейн можно положить мешочек с шариками и мячиками разного размера и фактуры, в том числе массажные, звенящие, мягкие. Игрушки для развития восприятия и мышления (например, пирамиды) должны быть всегда доступны ребенку для экспериментирования. (Рис. 6)
Игровая зона, в том числе для подвижных игр: небольшое свободное пространство комнаты, где можно организовать сюжетную игру или покатать мяч. Ребенок должен видеть, где хранятся кегли и мячи, строительный материал, чтобы попросить или взять их для игры. (Рис. 7)
Уголок для хранения книг может располагаться в небольшой открытой коробке, куда можно выкладывать знакомые малышу красочно иллюстрированные книжки для самостоятельного просматривания. Взрослый должен ежедневно читать ребенку вслух, для формирования положительного отношения ребенка к чтению.