Лучший педагог года

Социально-педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников

Наталья Железнова
Социально-педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации - все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни.

Публикация «Социально-педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников» размещена в разделах

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.

Сегодня воспитание может и должно быть понятно не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути ребенка, когда закладываются нравственные, психологические основы личности. Но и семья, как и все российское общество в целом, переживает трудный период. В создавшихся условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности, многие родители испытывают трудности в воспитании своих детей, потому что не умеют и не могут создать педагогически целесообразный уклад семьи. Школа по-прежнему остается наилучшим помощником и советчиком родителей, т. к. она силами своих специалистов может помочь родителям осмыслить промахи и ошибки семейного воспитания.

Маленький человек живет и развивается в современном мире, в котором множество "позитива" и "негатива". Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.

Образование закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности -умственной, нравственной, экологической, экономической, правовой и других сторон.

Сознание отдельного индивида - это не только продукт его собственного развития, но в значительно большей мере продукт развития той культуры, среды, в которой растет и развивается конкретный человек. Следовательно, важным условием формирования сознания в педагогическом процессе является организация необходимого средового пространства.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве и становлением самосознания, продолжается и в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств- легкомыслие, наивность, взгляд не взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Младший школьник находится в новых социальных условиях : он включен общественно значимую деятельность, результаты которой высоко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика, непосредственно зависит в этот период развитие его личности. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Формирование индивидуального нравственного сознания младших школьников в учебном процессе представляет важную задачу и требует определенной педагогической стратегии.

Нравственное сознание, являясь ограниченной частью сознания, содержит в себе этическое познание сущности морали и существующих в обществе норм и правил поведения, так и отношение человека к этим нормам и правилам, их соблюдение или нарушение.

Предлагаемая к рассмотрению проблема значима с точки зрения и теории и практики. В теоретическом плане решение ее углубляет и расширяет вопросы нравственного самосознания младшего школьника, сущность и содержание понятия, в практическом - приводит к сознанию социально -педагогического средства по формированию нравственного самосознания младших школьников.

Данная проблема в психолого - педагогической литературе рассматривалась многими исследователями в разных аспектах.

В теоретическом плане - это система социально - педагогической деятельности по формированию нравственного самосознания младшего школьника.

Практическом плане - это программа по формированию нравственного самосознания младшего школьника.

Значимость нравственного самосознания младшего школьника содержатся в работахТ. И Руднева, Е. Б. Никулина, Л. П. Крившенко, В. В. Воронова, Д. С. Лихачева, В. В. Столина, В. А. Сластенина, Б. Т. Лихачева, А. В. Мудрика.

Нравственное самосознание - это сознание человеком себя как личности и своего места в совместной общественной деятельности людей. В результате исследования были выделены методы нравственного формирования нравственного самосознания : чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, ролевые игры, коллективно - творческое дело.

С учетом полифункциональности социально- педагогической деятельности отбор средств ее осуществления должен базироваться на системном характере взаимодействия в решении проблемы. Деятельность социального педагога по формированию нравственного самосознания направлена на закрепление нравственных норм и правил поведения, через беседы, ролевые игры; привлечение родителей к совместной деятельности формирования нравственного самосознания у младших школьников.

Любую социально- педагогическую деятельность осуществляет конкретный специалист (группа специалистов)-субъект. этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая должна добиться результативности достижения в поставленной цели. Субъект социально-педагогической деятельности - это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое - третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность.

Социально - педагогическая деятельность с младшими школьниками, как и любая деятельность имеет свою структуру. По Л. В. Мардахаеву, структурой называется взаиморасположение и связь основных частей строения, позволяющей выявить компонентный состав изучаемого явления.

Целью социально- педагогической деятельности - это то, к чему следует стремиться социальному педагогу во взаимодействии с воспитанниками, тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный педагог в своей работе. Цель социально- педагогической деятельности по формированию нравственного самосознания младших школьников состоит в том, чтобы добродушные отношения положительных поступков, гармоничное сосуществование с окружающим миром, выявить нравственные ориентации ребенка, отношение к нравственным, моральным нормам, саморазвитию, самовоспитанию, научить правилам этикета.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания взаимодействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей, через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Чтобы воспитать нравственно развитое поколение детей, нужно приучать с детства заботиться о близких, поступать соответственно моральным нормам,

отстаивать свои позиции, хранить семейные ценности.

Успех нравственного самосознания младших школьников зависит от привития ребенку нравственных ценностей с учетом этнической и религиозной культуры, от формирования у них твердой нравственной позиции, закрепления моральных норм.

Формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает, прежде всего, школа и правильно организованный школьный коллектив. Благодаря этому, младший школьный возраст и становится у нас периодом интенсивного формирования высоких моральных чувств и убеждений ребенка. Именно в школьном возрасте впервые возникает у наших детей подлинное чувство долга и ответственности, чувство чести и товарищеской солидарности. Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

Таким образом, проблема формирования нравственного самосознания младших школьников все чаще становится актуальной темой. В современных условиях возникает все большая необходимость формирования нравственного самосознания у детей.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем возрасте, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Общество нуждается в подготовке широко образованных высоко нравственных людях.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности у младших школьников Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности.

Интелектуальная игра: «Я познаю мир» для младших школьников. Дети входят в зал под музыку Г. Гладкова "Ужасно интересно всё то,что неизвестно" из мультфильма " 38 попугаев",усаживаются за два стола.

Коллективные способы обучения младших школьников Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение.

Конспект организованной образовательной деятельности «Мой дом» по формированию правового самосознания старших дошкольниковКонспект организованной образовательной деятельности «Мой дом» по формированию правового самосознания старших дошкольников Цель: довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на свой дом, который никто не вправе отобрать у него, в соответствии с Конвенцией.

Особенности формирования мыслительных процессов у младших школьников Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается процесс познавательной.

Педагогическая ярмарка «Социально-коммуникативное развитие детей через игровую деятельность детей» Цель: поддержка и продуктивное распространение инновационного опыта, стимулирование к обновлению и совершенствованию педагогического опыта.

Проектная деятельность в ДС. «Мы — Отчизны славной маленькая часть». Цель-формирование социально-нравственного воспитания.Проектная деятельность в ДС. «Мы — Отчизны славной маленькая часть». Цель-формирование социально-нравственного воспитания. Автор: Шеметова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МБОУ лицей «МОК №2» Месторасположение: г. Воронеж Воронежской обл.

Развитие логических суждений у младших школьников МОУ "Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 им. А. Хаткова" Развитие логических суждений у младших школьников (из опыта.

Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам»Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам» Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка 1-й Скоморох 2-й Скоморох Красная шапочка Серый Волк Сказитель Настенька Иван Старушка Цыганка Ход.

Совместная деятельность педагога и родителей по формированию двигательной активности у младших дошкольников. Цель работы: сформировать потребность к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста. "Безусловно, личный пример является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 12:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Железнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД