МААМ-картинки

Социально-педагогическая деятельность как интегративная разновидность профессиональной деятельности

Анастасия Туманова
Социально-педагогическая деятельность как интегративная разновидность профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект-методика

Социально-педагогическая деятельность, являясь одной из разновидностей социальной деятельности, безусловно, реализует свои цели в тесном взаимодействии с другими видами социальной деятельности, осуществляемой прежде всего на профессиональном уровне. Во взаимодействии проявляется усвоение имеющегося опыта человечества в других видах деятельности.

Публикация «Социально-педагогическая деятельность как интегративная разновидность профессиональной деятельности» размещена в разделах

Профессия как социальный институт и как профессиональное сообщество – своеобразная самоорганизующаяся социальная система, обеспечивающая накопление, обобщение, систематизацию и передачу профессионального опыта.

1) Человек – Природа

2) Человек – Техника

3) Человек – Человек

4) Человек – Знаковые системы

5) Человек – Художественный образ

Социально-педагогический подход позволяет представителям профессий "человек – природа" активно использовать методы социальной педагогики для влияния на социум, для восстановления и развития его потенциала через природные возможности (как и во всех профессиональных задачах)

Весьма показательным представляется то, что объединяет все виды профессий, – это понимание того, что в основе каждой из них находится человек. Поэтому в любом бесконечном их множестве полезно проводить некоторые общие черты, касающиеся взаимодействия людей при достижении целей каждой из них и отражающие прежде всего социумный характер каждой деятельности и складывающихся в ней социальных отношений.

Таким образом, деятельность всех субъектов организации социально-педагогической деятельности направлена на создание необходимых условий развития и самореализации личности в конкретном обществе и определённой профессиональной сфере.

Психологическая подготовка ребёнка к профессии.

Психологические основы обучения в разновозрастных группах (дошкольники, младшие школьники)

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами (мотивы учения, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка) в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей, поэтому необходимо анализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.

Особенно важно формирование мотивации учения. Казалось бы, с этим нет особенных трудностей — маленькие школьники в огромном своем большинстве любят учиться. Учение привлекает их как серьезное занятие, поэтому их привлекают уроки, на которых учат, а к урокам, напоминающим деятельность дошкольника, они относятся гораздо холоднее. Очевидно, что такая мотивация учения носит социальный характер, она направлена на процесс учения, а не на его результат. Но задача педагога и родителей состоит в том, чтобы на основе имеющихся широких социальных мотивов учения сформировать познавательную мотивацию. Это в особенности необходимо потому, что социальные мотивы исчерпываются к концу обучения в начальной школе (а у некоторых детей — уже к концу первого года обучения, и тогда родители жалуются: «Мой ребенок не любит учиться».

В учебной деятельности, по мнению Л. И. Божович, учитель должен помочь ребенку научиться управлять движениями, преодолеть импульсивность, неусидчивость, и запреты мало помогут в этом. Нужно не запрещать и подавлять, а организовать движения детей и научить детей организовывать себя. С формированием произвольности тесно связано умение преодолевать трудности в обучении. Мощным психологическим средством преодоления трудностей в этом возрасте является умение ставить цели, достигать их и контролировать себя. Цель должна быть трудной, но посильной и вовремя поставленной. Формирование произвольности тесно связано с умственным развитием.

Становление теоретического интеллекта. В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и прежде всего мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект в своих высших проявлениях становится речевым, а речь интеллектуализированной. Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающимися на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного.

Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Основным институтом воспитания является семья. Отношение родителей к детям, родителей между собой, общая семейная атмосфера - все это имеет огромное значение для становления личности ребенка, особенностей его поведения, отношения к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Среди других воспитательных институтов - школа, референтные группы (окружение, средства массовой информации (телевидение, печать, радио и др.).

Основные методы воспитания со стороны родителей опирается на неизживщие себя родительские директивы - это не мораль, они бессознательны, неизбежны, но не фатальны. Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми своих родителей. Самое главное, чтобы родители могли осознать причины своего поведения и требований к своим детям и дать возможность последним изжить родительские директивы не в семье, а уже в более широкой человеческой общности, далее всё больше и больше входя в общественные группы.

Формирование познавательной мотивации зависит от степени новизны учебного материала и его соответствия интересам и склонностям учащихся. При этом следует признать, что современные учебники, несмотря на постоянное совершенствование, часто проигрывают конкуренцию средствам массовой информации: телевидению и компьютерным технологиям. Поэтому развитие познавательной мотивации должно опираться на две тенденции: максимальное включение в учебный процесс новых технологий и дифференциацию учебного материала с учетом склонностей и способностей учеников.

Наибольшую роль здесь играет процесс формирования мотивации достижения, что представляет собой следующие этапы:

деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;

— результаты должны оцениваться качественно или количественно;

— наличие некоторого стандарта мастерства, который должен быть известен субъекту;

— требуемый уровень выполнения деятельности должен быть доступен субъекту, но требовать определенных затрат сил и времени;

деятельность должна быть желанной для субъекта, и результат должен быть получен им самим для появления чувства ответственности за свои действия.

Исходя из этого А. Э. Симановским была выделена система обязательных условий ведения педагогического процесса:

1. Тесты достижений, которые позволяют проверить уровень освоения учебного материала. Каждый тест включал три вида заданий: простые, средние по сложности и сложные. Тесты позволили получить результаты, выраженные в количественной форме. Подсчитанный заранее уровень сложности каждого задания помогает оценить это задание в баллах. Кроме того, благодаря балльной оценке легко сформировать у ребенка некоторый стандарт мастерства.

2. Право учеников свободного выбора заданий. Ученики могли выбирать любой уровень сложности теста и разное количество заданий. Свобода выбора порождает личную ответственность за исход своих действий. Кроме того, это способствует объективной оценке учениками своих способностей.

3. Учет индивидуальных результатов учеников. Учет велся в специальном журнале, где фиксировалось как количество баллов, набранных за тест, так и уровень трудности выбираемых заданий.

4. Каждый тест проводился дважды с интервалом от одной до двух недель. При этом дети могли так же, как и в первый раз, выбирать уровень сложности заданий. Подобная практика позволила снизить тревогу детей перед возможной неудачей, ориентировать их на подготовку к работе и корректировать уровень притязаний учащихся.

Психолог М. И. Лисина изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что с рождения ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью, которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей с целью саморазвития. Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оценка со стороны другого человека позволяет выяснить, как он воспринимает данную личность, способствует формированию самооценки и в конечном счете образа «Я».

Следующие способы поощрения - усиление социальной роли, престижа и статуса - являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Они связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей.

Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых является действенным средством стимулирования, особенно в том возрасте, когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность (напри мер, в подростковом возрасте).

Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей.

Статусом называется действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социо-метрический статус, например). Он может быть изменен с помощью описанных выше приемов. Все остальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей.

Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования. ( Виды оценки: предметные, персональные, материальные, результативные, качественные, количественные)

Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т. д.

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в проблему, которую мы уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности.

Стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Существуют и возрастные особенности руководства детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии соответствующих коммуникативных умений. Выясним, каковы особенности педагогического руководства детскими группами и коллективами с учетом общих задач обучения и воспитания, а затем ответим на вопрос о специфике руководства объединениями детей разного возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая старшим школьным возрастом.

Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог должен преследовать следующие цели: 1. Научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности. 2. Научить детей быть руководителями в групповой деятельности. 3. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями. 4. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения. 5. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения. 6. Научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, в то же самое время не ущемлять интересов других членов группы. 7. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей. 8. Научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Для социального педагога при изучении потенциала социальных отношений, особенно конфликтного типа, важно всегда находить базовые, исходные основания, чтобы сделать правильные выводы не только о причинах конфликта, но и о возможных эффективных способах его разрешения (при прогнозе – предупреждения). В процессе социальных отношений имеет место педагогическое влияние на качественное изменение социальной среды, социума и отдельных людей, его представляющих.

Социальные отношения – это многосторонние взаимовыгодные социальные контакты, результатом которых является социально значимый продукт культурного свойства. Суть этого продукта заключается в создании необходимых условий для реализации потребностей субъектов отношений. Продукт социальных отношений является носителем различного потенциала социума.

Важнейшими качествами учения являются:

самостоятельность;

познавательная активность (интересы, стремления, потребности);

готовность к преодолению трудностей, что связано с усидчивостью и волей;

оперативность (понимание стоящих перед учащимися задач, выбор нужного действия, темп решения задач).

Структура учения включает три компонента: мотивы, учебные действия, действия по самоконтролю и самооценке.

Мотивы учения – это те по­буждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. Выделяются:

- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоцио­нальных проявлениях личности, на положительных или отрица­тельных эмоциях.

- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понима­нии значимости знания вообще и учебного предмета в частности.

- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на полу­чении удовлетворения от самого процесса познания. (В. А. Сластёнин).

Наиболее значимыми и действенными являются мотивы третьей группы.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса.

Основными условиями стимулирования и поддержки познавательных интересов являются :

1) глубокие знания преподавателя в изучаемом предмете;

2) использование аналогий и контрастов, с помощью чего учитель сравнивает, устанавливает сходства и различия с изученным ранее;

3) опора на жизненный опыт и связь с практикой.

Принято различать уровни познавательного интереса (по Г. И. Щукиной) :

- Низший элементарный уровень познавательного интереса, выражающийся во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу.

- Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям.

- Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний.

Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Фотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУФотоотчет о профессиональной деятельности в ДОУ воспитателя КГКУ «Красноярский детский дом №1» Цели и задачи профессиональной деятельности определяю в соответствии с реализуемой образовательной.

Эссе «Моя педагогическая деятельность» Каждый человек определяет свой жизненный путь сам. Когда спрашивают: «Почему вы выбрали профессию педагога?», отвечаю очень лаконично: «По.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогическая деятельность как интегративная разновидность профессиональной деятельности
Опубликовано: 15 мая 2022 в 16:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-педагогическая деятельность как интегративная разновидность профессиональной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Туманова (УИ 2809246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД