Татьяна Звегинцева
Социально-личностное развитие в рамках внедрения ФГТ через трудовую деятельность дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проблема социально-личностного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим миром – стала особо актуальной, поскольку основные структуры личности закладываются именно в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств, как нравственная стойкость, социальная адаптированность, духовность, способность к самосовершенствованию, у подрастающего поколения. Поэтому мы сегодня обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
Публикация «Социально-личностное развитие в рамках внедрения ФГТ через трудовую деятельность дошкольников,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Важное место среди направлений, реализуемыми образовательными программами в ДОУ, отводится именно социально-личностному развитию дошкольника, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Таким образом, в ранге стратегических направлений обновления российского образования социально-личностное развитие является приоритетным.
Сегодня мы поговорим о социально-личностном развитии дошкольника через трудовую деятельность в детском саду. Во-первых, нужно сказать, что содержание образовательной области «Труд» в рамках внедрения ФГТ направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.
Мы, воспитатели, организуем трудовую деятельность детей в трё х основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей. При этом важно помнить, что при организации труда надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи мы ставим перед собой, включая детей в труд.
Такая форма трудовой деятельности, как поручение, или возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить, в нашей группе используется ежедневно. Поручая ребёнку сделать что-то (например, расставить правильно игрушки, сложить на полку книги и т. д., мы реализуем одну из важных задач воспитательного процесса – правильное отношение к труду, желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым, сверстникам. Кроме того, трудовые поручения постепенно знакомят дошкольника с требованиями, которые впоследствии ему придётся выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности. Обычно мы организовываем поручения в первой половине дне в утренние часы или во второй половине после дневного сна, привлекаем детей к выполнению поручений с целью закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по содержанию трудом.
Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Следует учитывать, что они требуют от ребёнка большей самостоятельности. В нашей группе в начале учебного года сначала мы дробили процесс (например, дежурство по столовой) на ряд последовательных заданий: «Накрой на стол скатерти», «Принеси тарелки», «Принеси ложки» и т. п. Сейчас же мы приучаем их выполнять порученное дело полностью, давая им задание в обобщё нном виде: «Накрой на стол» (например). Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другим, более интересным для него занятием.
Таким образом, можно судить о том, что дежурства имеют большое значение в нравственном воспитании дошкольников : дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам. В первую очередь мы создаём эмоционально-положительное отношение к процессу деятельности, опираясь на их интерес к нему, объясняем в доступной форме необходимость потрудиться, всячески поощряем любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
Групповая или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Реализуя эту форму труда в нашей группе, мы приобщаем всех детей к посильному труду, - а это, в свою очередь, - постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезное занятие, что создает в группе в целом дружную деловую атмосферу. Например, после дневного сна, можно предложить детям отремонтировать книги. Для этого они должны выполнить несколько заданий: принести клей, тряпочки, кисточки и т. д., ну а потом уже вместе с воспитателем приступать непосредственно к делу. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых. И при этом мы легко можем видеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.
В заключении хочется сказать о том, что руководя выполнением детьми поручений, мы каждый день изучаем возможности детей нашей группы. Привлекая к выполнению простых заданий, мы наблюдаем за каждым ребё нком: определяем уровень умений, его желание потрудиться, способность довести начатое до конца, при этом учитывая возможности каждого дошкольника.
Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд, поскольку труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.