Юлия Анатольевна Тимошкина
Опыт работы «Социально-коммуникативные компетенции старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Публикация «Опыт работы „Социально-коммуникативные компетенции старших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте по «Социально-коммуникативному развитию» мы используем следующие формы работы :
-Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
-Использование метода проектов
-Использование литературно-игровых форм
-Использование театрализованной деятельности
-Введение в процесс воспитания ситуационных задач
-Совместная игровая деятельность детей
-Приём словесных поручений.
В процессе организованно-образовательной деятельности стараемся включать игры, ритуал приветствия на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Игры «Давайте говорить друг другу комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Настроение» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Заучиваем с детьми пословицы: «Не нужен клад, коли в семье лад», «Нет друга ищи, а нашёл береги», «Доброе слово и кошке приятно», «Дерево дорого плодами, а человек делами».
Для налаживания диалогического общения используем настольно-печатные, дидактические игры, пазлы, игры с правилами.
В сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Школа», «Дочки –матери», общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У дошкольников развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Используем метод переживания ситуации: «Как можно пожалеть?», «Что ты знаешь о своём друге», «Помоги плачущему малышу». Часто обращаюсь к детям с вопросами, правильно ли поступил ребёнок в той или иной ситуации. В беседах с детьми упоминаю правило: «относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе».
Уход за комнатными растениями, посадка огорода, уборка в игровом уголке формируют социально – коммуникативные навыки и умения.
Дети учатся договариваться, помогать друг другу, добиваться поставленной цели в коллективных творческих работах.
Проводим работу с родителями :
-Совместные образовательные проекты
-Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
-Совместные досуги и викторины;
-Выпуск семейных газет и книжек-малышек
-Совместное создание мини-музеев.
Таким образом, коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в ходе специально организованных бесед с детьми, решения коммуникативных задач и ситуаций. Использование разнообразных методов и приемов развития диалогической речи позволяют реализовывать программные требования по формированию у детей умений, необходимых для общения.
Систематическая и планомерная работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов. Мои дети умеют общаться, внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим, соблюдение правил поведения для них - норма. Они не только знают как себя вести, но и ведут, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.