Наталья Монакова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
воспитателя Монаковой Н. И.
МДОУ «Детский сад №3 УКМО
Современным детям свойственно активно осваивать виртуальный мир. Компьютеризация нашей жизни создаёт условия для обогащения кругозора. Но при этом у них наблюдается снижение интереса к окружающему миру. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, не могут выразить свои чувства, испытывают трудности в общении. Часто приходится сталкиваться с проблемой взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, которая выражается в сниженной эмоциональности, отсутствии сопереживания, инициативы, низком уровне воображения и самостоятельности.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Следовательно, важнейшей задачей воспитателей является работа по формированию у ребёнка потребности в общении с окружающим миром, что составляет необходимое условие успешности его развития.
Поэтому сегодня социально-коммуникативное развитие выходит на первый план.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, который решает при воспитании и образовании детей следующие задачи:
• присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Большое значение в решении этих задач играет изобразительная деятельность, которая способствует у детей:
• активизации интереса к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, к положительному отношению его в процессе труда к ценностям, которые создаёт народ, к художественному творчеству;
• обогащению нравственного опыта детей;
• умению видеть в жанровой живописи природную красоту, красоту человеческих поступков.
Исходя из этого, мы видим, что решение задач социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития направлено на достижение единой цели: воспитание инициативной, самостоятельной, коммуникативной личности с положительным отношением к миру, к другим людям и самому себе, активно взаимодействующей со сверстниками и взрослыми, способной учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляющей свои чувства, способной к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Согласно Федеральной образовательной программе, при планировании своей образовательной работы с детьми, воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных областей. Согласно этим требованиям, я, планируя свою работу с воспитанниками по изобразительной деятельности, подбираю тематику работ, при выполнении которых решаются задачи не только художественно - эстетического развития, но и других направлений, в том числе и социально-коммуникативного.
Рисунки из серии «Семья» на тему «Мамочка моя», «Я и моя семья», формируют понимание значения семьи в жизни ребёнка.
Чувство принадлежности к своей малой Родине и Отечеству, дети отражают в рисунках «Это мой город», «Москва – столица нашей Родины»; «Символ Родины моей».
Знание об Отечественных традициях и праздниках дети закрепляют в рисунках на тему «Букет для мамы», «День Защитника Отечества», «Салют Победы» (техника кляксография); картинах «Новогодняя ёлочка», «Новогодняя игрушка»(в рамках тематической недели «Музей и дети»,
Рисунки «Пожар в лесу», «Не играй со спичками», «Полезные, но опасные», направлены на формирование основ безопасности в быту, природе.
Создание коллективных работ помогает решению задачи по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства ответственности.
Воспитанниками моей группы были выполнены такие совместные работы, как аппликация «Букет для мамы».
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно изобразительная деятельность развивает инициативу, самостоятельность, формирует навыки общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, создаёт эмоционально положительное отношение к миру природы в рамках тематической недели «Образ русской зимы в живописи и литературе». Примером могут служить детские рисунки «Зимний пейзаж», «Зима в лесу».
Эти же задачи решаются при создании условий для изобразительной деятельности :
• ознакомление с окружающим миром через проведение экскурсий, наблюдений;
• знакомство с творчеством известных художников;
• возможность выбора изобразительных материалов;
• обеспечение музыкальным материалом;
• выбор партнёров для работы.
Детские рисунки используются для оформления группы, музыкального зала и других помещений детского сада.
Одной из распространённых форм презентаций детский работ по изобразительной деятельности являются выставки.
Невозможно переоценить роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Она влияет на эмоциональную стабильность детей, на становление коммуникативной неповторимости личности. Таким образом, изобразительная деятельность, как одна из форм социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.
Поэтому, работая с детьми по изобразительной деятельности я следую девизу : «Рисуя, учимся общению»