Елена Конева
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Василий Александрович Сухомлинский
Аннотация. В статье представлен опыт работы по социально-коммуникативному воспитанию старших дошкольников посредством театрально-игровой деятельности. Автор статьи представляет краткую аннотацию проекта в данном направлении.
Ключевые слова: театрально-игровая деятельность, дошкольный возраст, социализация, развитие речи, культура речи.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, познавать и творить. Мы очень долго шли к стандарту дошкольного образования, и вот они утверждены. Сейчас мы встаём на путь, когда дошкольное детство – это обучение всем премудростям в процессе игры.
Социально - коммуникативное направление в ДОУ – это деятельность педагога содействует ребёнку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении.
В своей педагогической деятельности воспитателя большое внимание для социализации детей старшего дошкольного возраста, уделяю средствам театрально-игровой деятельности.
Под театрализованными играми ученые понимают "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям" [3, с. 29].
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реутской, Л. Бочкаревой, И Медведевой, Т. Шишовой и др.
Особую значимость театральная деятельность приобретает накануне поступления детей в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры, поможет первокласснику быстро входить в контакт, не растеряться в трудной ситуации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, декламирование стихов, пение, выступление в роли ведущих и сказочных героев. Все это может дать театрализованная деятельность под руководством воспитателя, музыкального руководителя.
В ходе театрализованной деятельности происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, культуры речи, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Активный центр театрально-игровой деятельности – важный объект предметно-развивающей среды, который объединяет детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В нашей группе детского сада оборудован центр активности «Арлекин», где представлены музыкальные инструменты, декорации, музыкальный центр, различные ширмы, фланелеграф, маски сказочных персонажей, элементы костюмов, различные виды театра: кукольный, теневой, варежковый, пальчиковый, настольный.
Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Что надо сделать, чтобы радость от общения с куклами была ежедневной? Конечно же – играть в кукольный театр в детском саду!
Моя театральная деятельность с детьми подготовительной группы началась с творческого проекта: «Детство. Творчество. Театр», где целью явилось создание условий для социализации детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления об особенностях сценического искусства: оперы, балета, оперетты, драматического театра; театральных профессиях;
2. Закреплять у ребенка первоначальный интерес к театральному искусству (теневой, театр картинок, кукольный, драматический);
Развивающие:
1. Развивать умение переносить сюжет сказки в игру, импровизировать с использованием различных видов театра (теневой, картинок, кукольный, драматический);
2. развивать возможность определять базовые эмоциональные состояния взрослых, детей, персонажей сказок, историй, кукольных спектаклей;
3. развивать устную речь, для выражения своих мыслей, чувств и желаний, общения;
4. развивать творческое воображение, музыкальность, певческий голос, эмоционально – эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать музыку в пении и движения, игре на музыкальных инструментах;
Воспитательные:
1. Воспитывать способность договариваться, учитывать интересы других;
2. воспитывать способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить дело конца.
Проектная деятельность содержит следующие разделы:
- «Театральная игра» — развивает игровое поведение, эстетические чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях [8].
- «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические музыкальные, пластические игры и упражнения, развивающие естественные психомоторные способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений [2].
- «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией [7], четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией [6].
- «Основы театральной культуры» - обеспечивает условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства [8].
Во время подготовки и реализации проекта складывались партнёрские отношения:
- с музыкальным руководителем: через беседы, консультации по развитию театральной деятельности (творческое воображения, музыкальность, певческий голос, эмоционально – эстетическое сознание, через воспитание способности чувствовать музыку, петь и двигаться, играть на музыкальных инструментах [4]; работу над спектаклем «Никитка в тридевятом Царстве»).
- с семьёй:
• наглядная информация: альбом «Всё о театре»» (история и виды театра)[1, 5, 8];
• посещение разных видов театра города Екатеринбурга;
• индивидуальная консультация по сценическому искусству
• помощь в изготовлении костюмов и декораций;
• помощь в заучивании детьми текстов, стихов, песен;
• посещение детского досуга «Никитка в тридевятом царстве»;
Одной из форм культурных практик включает участие детей моей подготовительной группы в театрально игровой деятельности для младших дошкольников:
- театральные игры: «Курочка ряба» (кукольный театр; театр картинок на фланелеграфе, «Колобок» (теневой театр, «Три медведя» (кукольный театр, «Бременские музыканты» (театр картинок, «Бим и Бом» (пальчиковый театр); «В гости к домашним животным» (театр картинок).
Для родителей Чкаловского района:
- досуг «Никитка в тридевятом царстве».
У воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии устной речи, результатом эффективности театральной деятельности является, участие детей во всероссийском конкурсе «Речецветик».
Дети стали более общительными, эмоциональными, раскрепощенными, приходят друг другу на выручку, радуются успехам сверстников. Дошкольники и родители с удовольствие посещают концерты и спектакли разных видов театра, одна девочка стала посещать театральную студию, другая девочка поступает в общеобразовательную школу в хореографический класс, в мальчике раскрылись большие артистические способности, а также многие дети начали переносить сюжеты сказок в свободную игровую деятельность - импровизируют, используя разные виды театра.
Таким образом, театральная деятельность, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать свой внутренний мир и взаимоотношения с другими людьми. Наши постановки способствуют проявлению самостоятельности, развивают фантазию, умение мыслить музыкальными образами. А главное, мы показали детям путь в страну искусства, называемой театром. Надеюсь, что театрально - игровая деятельность останется ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, педагогами и родителями.
Литература:
1. Бартковский А. И. Лыкова И. А., Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.
2. Буренина А. И., Ритмическая пластика для дошкольников. - С-Пб. 1994.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2009г
5. Лыкова И. А., Шипунова В. А., Теневой театр вчера и сегодня. - М. : Издательский дом «Цветной мир» 2012.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Развитие речи и творчество дошкольников. –М. : ТЦ Сфера, 2014.
7. Пожиненко С. А Артикуляционная гимнастика. - изд-во «Каро» г. Ленинград, 2003.
8. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. : - «Владос». – 2003.