Седова
Игры по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ (продолжение)
Игры по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ (продолжение)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА НАДЕВАТЬ ШТАНИШКИ.
1. Косвенная подготовка.
Для подготовки кисти руки и пальчиков, необходимой для формирования умения одеваться, необходимы игры в которых формируется «пинцетное захватывание».
«КОПИЛКА».
Чему учится: совершенствуется «пинцетный захват»; продолжает развивать зрительно – моторную координацию; складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.
Оснащение: поднос, копилка, маленькая салатница с набором мелких монет.
Публикация «Игры по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ (продолжение)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход игры : покажите ребенку, как нужно взять монетку (указательным и большим пальцами ведущей руки – «пинцетный захват»);
- опустите монетку в копилку, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как она гремит, падая в нее;
- предложите ребенку собрать все монетки в копилку.
Когда все монетки будут собраны в копилку, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как гремят в ней монетки.
«ШАРИК, КАТИСЬ!».
Чему учится: формировать все типы захвата: всеми пальцами – большие шары, «полупинцетом» - шары среднего размера, щепотью – мелкие шарики; соотносить размер шара и диаметр трубы; координировать движения рук и ног; развивать силу рук.
Оснащение: прикрепите к гимнастической стенке три трубы (из пластиковых бутылок). Поставьте на пол под каждой трубой емкость для сбора шаров:
- под трубу большого диаметра – пластмассовый ящик;
- под трубу среднего и маленького диаметра – пластиковые банки. Около каждой трубы (вверху) повесьте емкость для шаров. Заполните шарами разного диаметра.
Ход игры : предложите ребенку покатать шары. Помогите залезть на гимнастическую стенку к тому месту, где начинаются труба, в которую он собирается бросить шарик. Ребенок должен сам опытным путем определить в какую трубу нужно бросать тот шар, который он достал из емкости.
1. Прямое обучение умению надевать штанишки.
Первый шаг при обучении умению надевать штаны – обучение ребенка просовывать ноги в штанины:
- посадите ребенка на стульчик;
- сопровождайте каждое действие словесно: возьми штанишки, сядь на стульчик и т. д.
- когда первая нога будет просунута в штанину, предложите ему заглянуть в свободную штанину. Рассмотрите через нее пол и только после этого всуньте в нее ногу ребенка.
Второй шаг – формирование навыка натягивания штанишек. Для этого нужно научить ребенка брать штанишки за резинку:
- возьмите обе руки ребенка и положите их на резинку штанишек;
- попросите ребенка покрепче держаться за нее и тянуть вверх.
Постепенно сокращайте прямую помощь, заменяя ее на словесные поручения.
3. Закрепление умения раздеваться и одеваться в дидактической игре.
«КУКЛА ЛОЖИТСЯ СПАТЬ».
Чему учится: совершенствует навык раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, стягивать штанишки, колготки или снимать платье.
Оснащение: кукольная мебель (кровать с постельным бельем, стул); кукла с набором кукольной одежды (для мальчика, девочки)
Ход игры : покажите детям куклу. Прочтите рифмовку:
Наша Таня хочет спать:
Положите на кровать,
Тапочки снимите,
Быстро положите!
Спросите детей, всю ли одежду попросила снять кукла? Можно ли спать одетым? Почему нельзя спать одетым? Попросите вспомнить, в какой последовательности нужно снимать одежду. Если задание вызывает у детей затруднение, предложите рассмотреть мнемокарту последовательного одевания и раздевания.
Предложите раздеть куклу и уложить ее спать. Спойте вместе колыбельную для куклы.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ».
Чему учится: закрепляет алгоритм одевания; умение надевать кукле шапку, собирая ее на прогулку.
Оснащение: кукла, кроватка с постельным бельем, кукольная одежда, стульчик.
Ход игры : покажите детям куклу, прочтите рифмовку:
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Кукла в уголке лежит,
И на нас не поглядит.
Мы пойдем сейчас гулять.
А кукле здесь сидеть, скучать?
Ее одену, и вдвоем
Мы гулять скорей пойдем!
Положите перед детьми коробку с кукольной одеждой. Попросите назвать предметы кукольной одежды. Затем попросите одеть куклу на прогулку, потому что она еще маленькая и сама не умеет одеваться. Напомните, что одежду нужно надевать в определенной последовательности, потому что так удобно. Предложите карту алгоритмов одевания. Попросите внимательно посмотреть на карту, назвать предметы одежды и порядок ее одевания. Предложите одеть куклу.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ЗАСТЕГИВАТЬ «МОЛНИЮ».
1. Косвенная подготовка.
Для косвенной подготовки пальцев рекомендуется проводить следующие игры :
1. «Переливание воды большой пипеткой».
2. «Переливание воды маленькой пипеткой».
3. «Перекладывание бусин в ячейки пинцетом».
2. Прямое обучение умению застегивать «молнию» :
- возьмите основание «молнии» левой рукой;
- в правую руку возьмите язычок «молнии»;
- вставьте одну часть застежки в другую;
- потяните «молнию» вверх.
Помогите ребенку сделать тоже самое.
1. Косвенная подготовка руки к обучению расстегивать и застегивать «молнию».
«ЧТО ЛЕЖИТ В КОШЕЛЬКЕ?».
Чему учится: складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»; расстегивать и застегивать застежки «молния», кнопка; развивать память (класть вещи на свои места).
Оснащение: прозрачная косметичка, 2 кошелька с разными видами застежек; в каждом кошельке лежит мелкий предмет.
Разложение предметов: два кошелька с двумя мелкими предметами, лежащими в них; кошельки лежат в косметичке.
Ход игры : предложите детям поиграть. Покажите, как играть с кошельками:
- возьмите косметичку за верхний угол указательным и большим пальцами правой руки;
- потяните язычок влево до упора;
- достаньте правой рукой из косметички кошелек с застежкой кнопкой, переложите кошелек в раскрытую ладонь левой руки, обхватите его всеми пальцами, поместив большой палец поверх кошелька;
- возьмите пальцами ремешок с кнопкой (указательный и средний сверху, большой снизу);
- сожмите пальцы и потяните ремешок вверх;
- откройте кошелек;
- достаньте находящийся в нем предмет;
- попросите ребенка назвать предмет, который вы достали из кошелька, положите предмет перед ребенком;
- застегните кошелек: возьмите тремя пальцами за ремешок, совместите выпуклую часть кнопки с выемкой, нажмите сверху указательными пальцами;
- положите кошелек справа от себя;
- правой рукой вытащите из косметички второй кошелек – с застежкой «молнией». Откройте его так же, как открывали косметичку. Раскройте кошелек, вытащите из него мелкий предмет. Попросите ребенка назвать его и положить около предмета из первого кошелька. Попросите вспомнить, какой предмет лежал в каждом из кошельков. Предложите положить их на место. Когда ребенок справиться с этим заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку и закрыть косметичку на «молнию».
«ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ БОЛЬШОЙ ПИПЕТКОЙ».
Чему учится: захватывать предметы в кулак ведущей руки, набирать воду с помощью «большой пипетки»; переливать ее из одной емкости в другую; развивать силу ведущей руки.
Оснащение: поднос, две прозрачные баночки, груша – пипетка, губка.
Расположение предметов: баночки стоят на подносе (справа – с водой, слева - пустая)
Ход игры : предложите ребенку поиграть с пипеткой. Сядьте за стол справа от ребенка (поднос стоит на столе перед вами). Покажите ребенку, как нужно переливать воду грушей – пипеткой:
- возьмите правой рукой грушу – пипетку;
- поместите четыре пальца сзади груши, а большой палец – впереди (захватите грушу в кулак);
- опустите наконечник пипетки в банку с водой;
- сожмите грушу (обратите внимание ребенка на пузырьки воздуха в воде;
- разожмите пальцы (вода набирается в пипетку);
- опустите пипетку в пустую банку, стоящую слева;
- сожмите грушу – вода выльется в пустую банку.
«ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ МАЛЕНЬКОЙ ПИПЕТКОЙ».
Чему учится: брать предмет щепотью; продолжает развивать зрительно – двигательную координацию; продолжает развивать силу пальцев; заполнять водой из пипетки ячейки платформы.
Оснащение: поднос; стеклянная прозрачная баночка, заполненная на четверть водой (емкость 100 мл.); медицинская пипетка; платформа с ячейками (емкость для льда); губка.
Расположение предметов на подносе: справа баночка с водой; посередине пинцет, губка; слева платформа с ячейками.
Ход игры : предложите ребенку поиграть с пипеткой. Сядьте справа от ребенка (поднос стоит на столе перед играющими). Покажите ребенку, как набирать воду пипеткой и переливать ее в ячейки платформы:
- возьмите пипетку за ее резиновую часть тремя пальцами (указательным, средним, большим);
- опустите кончик пипетки в банку с водой;
- сожмите тремя пальцами резиновую часть пипетки, разожмите пальцы (вода набралась в пипетку);
- поднесите пипетку к платформе с ячейками, разожмите пальцы и капните в первую ячейку.
Предложите ребенку заполнить все ячейки водой. Если ребенок разлил воду на поднос или стол, предложите промокнуть ее губкой.
«ПОДАРИМ ЗАЙКЕ УШКИ».
Чему учится: продолжает развивать «пинцетное» захватывание, силу пальцев, умение открывать и закрывать прищепку, создавать целостный образ игрушки, прикреплять зайке ушки- прищепки; выполнять задание по речевой инструкции, располагать в пространстве элемент игрушки, понимать значение предлога «на».
Оснащение: вырезанный из плотного картона силуэт зайца без ушей; два уха. Вырезанные из того же картона, две прищепки.
Ход игры : прочтите рифмовку:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так –
И ушами шевелит.
Попросите ребенка внимательно посмотреть на зайца и определить, чего у него не хватает? Предложите поискать заячьи ушки. Дайте ребенку задание: «Найди ушки на столе…». Когда оба уха будут найдены, предложите подарить зайке уши (прикрепить их на макушке прищепками). Полюбуйтесь зайкой с ушками. Похвалите ребенка.
2. Прямое обучение ребенка умению застегивать «молнию» :
- наложите свою руку на руку ребенка и помогайте тянуть язычок незаметно для него;
- застегивайте большую часть «молнии», а ребенку предложите застегнуть лишь небольшую ее часть;
- не забывайте сопровождать действия ребенка словесными комментариями: «Потяни «молнию» вверх. Дотяни ее до конца;
- не забывайте хвалить ребенка.
3. Закрепление навыка в дидактических играх:
«ЧТО ЗАБЫЛА НАДЕТЬ МАНЯ?».
Чему учится: застегивать «молнию» на кофточке куклы, закрепит алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы – анализ и синтез.
Оснащение: одетая кукла, кофта с застежкой «молнией».
Ход игры : прочтите рифмовку:
Куколка замерзла!
Холодно играть.
Надо нашей Мане
Кофту быстро дать.
Предложите ребенку помочь кукле. Спросите, что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? Предложите надеть теплую вязаную кофту. Когда ребенок наденет кукле кофту, обратите внимание на то, что «молния» не застегнута. Попросите ребенка застегнуть застежку «молнию». Если у ребенка не получится, вспомните с ним, как застегивать «молнию». Давайте ребенку поручения, которые будут пошаговыми.
«ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ».
Чему учится: совершенствует навык застегивания и расстегивания застежки «молнии»; совершенствует координацию мелкой моторики пальцев обеих рук.
Оснащение: автобус, сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящих из двух половинок, соединяющихся между собой «молнией».
Ход игры : покажите ребенку автобус. Рассмотрите его и назовите все его части. Прочтите рифмовку, выполняя действия по ее содержанию. На слово «закрываются» застегните «молнии», пришитые к дверям автобуса. Расстегните «молнии» на слова: «Он на остановке стоит».
Прочтите рифмовку:
Автобус отправляется –
Двери закрываются,
На остановке он стоит,
Выходите все –
Проход открыт.
«ПРИСТЕГНИТЕ ЗАЙКЕ УШКИ».
Чему учится: совершенствует умение застегивать «молнию», продолжает развивать мыслительные процессы – анализ, синтез; закрепляет знания частей тела животного.
Оснащение: вырезанный из плотной ткани заяц с пришитыми верхней части головы левыми частями «молнии»; два ушка, с пришитыми к ним правыми частями «молнии».
Ход игры : покажите
ребенку зайца без ушей. Спросите ребенка, все ли в порядке с зайцем? Может, он что – то потерял в лесу? (уши). Поинтересуйтесь у ребенка, сколько ушек у зайца? (два уха). Спросите, зачем нужны уши? Почему у зайца они такие длинные? Предложите поискать уши. Дайте словесное описание того места, где они лежат. Когда ребенок найдет уши, спросите где они должны находиться. Как называется верхняя часть головы (макушка). Прочитайте рифмовку:
Зайка по лесу гулял.
Где – то ушки потерял.
Сидит зайка на пеньке,
Горько так рыдает,
Тихо причитает:
Где же ушки, вот беда!
А без ушек – никуда!
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ НА БОТИНКАХ.
1. Косвенная подготовка по обучению умения застегивать липучку.
«ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ КУСОЧКОВ ПОРОЛОНА БОЛЬШИМ ПИНЦЕТОМ».
Чему учится: продолжает развивать умение захватывать предметы «полупинцетом ; совершенствует зрительно –двигательную координацию; перекладывать кусочки поролона большим медицинским пинцетом.
ОСНАЩЕНИЕ: маленький красный поднос, две пиалы, десять кусочков поролона, нарезанных в виде геометрических фигур, большой медицинский пинцет.
Расположение предметов на подносе: справа пиала с кусочками поролона, слева пустая пиала, посредине пинцет.
Ход игры : поставьте поднос на стол. Попросите ребенка сесть на стульчик, сядьте справа от него. Предложите ребенку поиграть. Покажите, как нужно перекладывать поролон пинцетом:
- возьмите пинцет ведущей рукой;
- четыре пальца расположите на правой «спице» пинцета, большой палец на левой «спице»;
- покажите ребенку, что пинцет может открываться и закрываться;
- откройте пинцет, приблизьте его к кусочку поролона;
- опустите пинцет так, чтобы кусочек поролона оказался между «спицами»;
- закройте пинцет (сожмите его пальцами);
- перенесите кусочек поролона в другую пиалу;
- разожмите пальцы – пинцет откроется, и кусочек поролона упадет в пустую пиалу.
Предложите ребенку переложить оставшиеся кусочки поролона в пиалу с одним кусочком поролона.
«НАНИЗЫВАНИЕ «БОЧОНКОВ» НА РЕЗИНОВЫЙ ШНУР».
Чему учится: соотносить два предмета, согласовывать работу обеих рук, держать шнур тремя пальцами (указательным, средним, большим); нанизывать «бочонок» на шнур.
Ход игры : предложите ребенку поиграть. Покажите, как нужно нанизывать «бочонки» на шнур, сопровождайте свои действия четкими комментариями:
- возьми шнур тремя пальцами ведущей руки;
- возьми из пиалы один «бочонок» другой рукой, тремя пальцами – указательным, средним, большим;
- продень наконечник в отверстие;
- возьми кончик шнурка тремя пальцами;
- потяните «бочонок» правой рукой до узелка на конце шнурка. Предложите ребенку продолжить работу. Когда все «бочонки» будут нанизаны на шнурок, завяжите концы шнурка и покажите ребенку получившиеся бусы. Предложите надеть их на себя и полюбоваться в зеркало своим результатом работы. Предложите развязать узелок и сложить все атрибуты игры на место.
2. Прямое обучение ребенка застегивать липучку.
Процесс застегивания липучки на ботинках:
- возьмите прилипающую часть липучки в правую руку;
- проденьте ее конец в железную петлю застежки;
- протяните вперед;
- прижмите липучку ко второй ее половине, пришитой к ботинку.
Рассмотрите мнемокарту выполнения задания вместе с ребенком. При выполнении задания первый раз покажите ребенку, как делать каждое движение. Показ осуществляйте медленно, сопровождая словесным сопровождением.
3. Закрепление умения застегивать липучку в дидактической игре.
«ПРИСТЕГНИ ЛИСЕ ХВОСТИК».
Чему учится: совершенствует умение застегивать застежку липучку; закрепляет знание частей тела лисы; продолжает развитие пространственной ориентировки (сзади).
Оснащение: лиса, вырезанная из плотной ткани, с пришитом сзади первой половиной липучки; хвост с пришитой второй половиной липучки.
Ход игры : прочтите рифмовку:
Лисонька – плутовка
Зайку догоняла!
Зайку догоняла –
Хвостик потеряла!
Хвост пушистый, рыжий,
Посмотри, какой!
А лисичка плачет:
Ой, ой, ой!
Как же без хвоста я
Прибегу домой?
Предложите ребенку рассмотреть лису без хвоста и назвать части тела, сказать и показать, чего же у лисы не хватает? Предложите помочь горю лисы – вернуть ей замечательный, пушистый, рыжий хвост. Попросите ребенка прикрепить хвост при помощи застежки – липучки.
«ЕЖИК С ФРУКТАМИ».
Чему учится: закрепляет умение застегивать липучки, прикрепляя фрукты на спину ежика; ориентироваться в пространстве – понимать значение наречия «сверху»; закреплять названия фруктов.
Оснащение: вырезанный из плотной ткани ежик с пришитыми на спине липучками; игрушечная корзина с фруктами, также вырезанными из плотной ткани соответствующего цвета, и с пришитыми к ним вторыми половинами липучки.
Ход игры : прочтите рифмовку:
Быстро, быстро – На пеньке наш еж сидит,
Ой, ой! Призадумался, грустит:
Колючий еж спешил домой. Что я деткам принесу?
Топал он, пыхтел, бежал, Потерял я все в лесу!
Где – то фрукты потерял.
Покажите ребенку игрушечную корзинку с фруктами. Попросите рассмотреть содержимое корзинки и рассказать о том, что в ней находится. Предложите помочь ежику и дать ему фрукты для малышей ежат. Ребенок должен назвать каждый фрукт, определить и назвать то место, на которое он будет его прикреплять.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И ОРУДИЙНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ИГРЫ С МЯЧАМИ.
«МЯЧИК, КАТИСЬ».
Возьмите мячик и скажите ребенку: «Что – то наш мячик совсем заскучал, лежит один, грустит, хочет покататься. Давай поиграем с ним!». Сядьте вместе с ребенком на коврик напротив друг друга. Подтолкните мяч к ребенку со словами: «Лови мячик, Коленька!». После того, как ребенок поймал мяч, попросите его толкнуть мяч обратно. Действия с мячом желательно сопровождать шутливыми комментариями, обращаясь, как к ребенку, так и к мячику, например, с такими словами: «Вот какой веселый мячик, как ему нравиться кататься!».
«ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧИК».
После того, как ребенок научится ловить мяч, который катится по полу, можно научить его ловить мяч на лету в положении стоя.
Расскажите ребенку, что мячик любит не только кататься, но и летать. Подбросьте мячик и скажите: «Лети мячик, да не улетай насовсем. Возвращайся к нам!». Затем покажите, как нужно держать ручки, чтобы подбросить мячик. Сначала это можно делать ручками ребенка, затем он постарается выполнить это сам.
«МЯЧИК, ПОСКАЧИ».
Скажите детям: «Наши мячики любят не только кататься и летать, но и прыгать. Посмотрите, как мячик прыгает!». Затем ударьте мячом об пол и ловите его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!». После этого предложите ребенку поиграть с мячиком самостоятельно.
«ЗАКАТИ МЯЧ В ВОРОТА».
Сделайте «ворота» из любых подручных средств и предложите детям: «Давайте попробуем закатить мяч в ворота руками, вот так – и покажите, как это сделать. Закатывать мяч в «ворота» можно и ногой. Сначала мяч закатывают с близкого расстояния, сидя на корточках или стоя. По мере освоения действий расстояние между ребенком и «воротами» постепенно увеличивается.
«МИНИ – БАСКЕТБОЛ».
Поставьте посередине комнаты корзинку и обратитесь к детям: «Мячиком надоело лежать спокойно, они хотят играть, попрыгать в корзину. Кто хочет им помочь?». Раздайте мячики, пусть дети по очереди бросают их в корзину. Когда интерес к игре угаснет, скажите: «Все, мячики наигрались, устали, спать захотели. Пусть они поспят в корзинке».
«МЯЧ ЛЕТАЕТ ЧЕРЕЗ СЕТКУ».
Мяч можно перебрасывать через сетку или веревочку.
КАТАЛКИ И ТЕЛЕЖКИ.
В этих играх ребенок учится захватывать руками тележки, каталки или веревочку, к которой привязана машина, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движение предмета.
«ЗМЕЙКА».
Привяжите к веревочке пустую пластиковую бутылку, поместив в нее горошины, бусы. На веревочку нанижите разные предметы домашнего обихода: катушки, пластиковые пузырьки и т. д. Сделайте петельку, за которую поделку легко тянуть, и предложите ребенку повозить за собой «змейку».
«КАТАЛКИ».
Покажите детям, как катают тележку, и предложите поиграть с ней. Крупные каталки дети возят по полу, а мелкие - по столу.
«ДВИЖЕНИЕ ПОД УКЛОН».
Толкать перед собой игрушку детям труднее, чем возить ее за собой. Чтобы помочь детям овладеть этим действием – предложите ребенку толкать тележку с невысокой горки.
«ЕЗДА НАПЕРЕГОНКИ».
Соорудите на столе наклонную плоскость и предложите ребенку скатывать по ней машинки, кубики, шарики. Понаблюдайте, какая из игрушек скатится быстрее и дальше.
«ПОЧЕМУ МАШИНКА НЕ КАТИТСЯ».
Поставьте на наклонной плоскости помеху, чтобы катящийся предмет останавливался в каком – то положении. Помогите понять ребенку, почему машина не едет, снимите вместе с ним помеху движению или побудите ребенка «объехать» препятствие.
САЧКИ, УДОЧКИ, ЧЕРПАЧКИ.
В процессе этих игр дети овладевают действиями зачерпывания, захватывания, цепляния игрушки различными орудиями.
«САЧКИ И ЧЕРПАЧКИ».
Погрузите в емкость плавающие и тонущие предметы: резиновую уточку, пластмассовый кораблик, камешек, ракушку. Раздайте детям ситечки, сачки, ковшики, ложки. Помогите удобно расположиться вокруг емкости. Дети могут доставать предметы по очереди или одновременно, складывать их в тазик, ведра, корзины. Попросите детей называть вылавливаемые предметы. Побуждайте менять орудие ловли, соотнося размер вылавливаемого предмета и орудия: для маленьких предметов – небольшой сачок и крупных – сачок или ложка, для крупных – сачок большого размера.
«УДОЧКИ С МАГНИТОМ».
В прозрачную, наполненную водой банку опустите пластмассовых рыбок с металлическими вкладками и приготовьте удочку с магнитом на конце лески. Предложите детям: «Давайте попробуем поймать рыбок вот этой волшебной удочкой». Дайте детям рассмотреть удочку. Покажите, как вылавливать предметы из емкости с помощью удочки с магнитом. Предоставьте каждому ребенку возможность поэкспериментировать самому. Если у него не получается, объясните, куда лучше подвести удочку.