Любовь Степанова
Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет. Опыт работы с детьми 1 младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Основная цель социально-коммуникативного развития младших дошкольников — позитивная социализация ребёнка, приобщение его к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие реализуется в 4 направлениях: игровая деятельность; трудовое воспитание; формирование основ безопасного поведения в быту, соцууме, природе; нравственно-патриотическое воспитание.
Для воспитания у детей положительных качеств личности, таких как отзывчивость, чуткость, внимательность, взаимопомощь, доброта, мы создаём различные игровые ситуации ("Кукла Катя заболела", "Поможем Кате погладить платье", "Уложи куклу спать", т. д).
Благодаря участию детей в сюжетно-ролевых играх, они учатся распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Подвижные игры.
Развиваем у детей желание играть со взрослыми в подвижные игры с простым содержанием. Это игры, в которых совершенствуются движения: ходьба, бег, бросание, катание мяча. Играем в такие подвижные игры, как " У медведя во бору", "Солнышко и дождик ", "Листопад", "Кот и мыши", др.
Театрализованные игры.
Учим детей обыгрывать литературный текст, используя движения, мимику, позы, жесты. Инсценируем сказки: "Колобок", "Репка", "Теремок", др. с помощью игрушек и разного вида настольного театра.
Участие в театрализованных играх способствует активному желанию детей налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, решать коммуникативные задачи, узнавать новые способы установления диалога.
Дидактические игры.
Обогащаем чувственный опыт детей, развиваем мелкую моторику рук и познание мира через тактильные ощущения. Используем для игр с детьми самодельный бизиборд, игры с крышками, прищепками, пуговицами, разрезные картинки. Также дети играют в мозаику, пирамидки, вкладыши и др.
Трудовая деятельность.
Приучаем детей к порядку одевания и раздевания, складыванию одежды, к опрятному внешнему виду, к выполнению простейших трудовых поручений в группе и на прогулке. Воспитываем интерес к труду взрослых, расширяем круг наблюдений за трудом взрослых. В труде у детей укрепляется готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, добросовестно. Труд даёт возможность детям работать сообща, дружно, помогать тем, кто рядом.
Формирование основ безопасного поведения в быту, в соцууме, природе.
Мы проводили проект с детьми 1 младшей группы "Мой друг - светофор", в рамках которого дети получили первичные знания о правилах поведения на дороге.
На примере героев народных сказок формируем у детей представление об опасных ситуациях в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
Знакомим детей с элементарными правилами поведения в группе, в саду.
Нравственно-патриотическое воспитание.
Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществляется через знакомство с семьёй.
В нашей группе был проведён проект "Я и моя семья", в ходе которого мы формировали представление детей о себе, о членах семьи, учили правильно их называть. В группе был организован уголок "Моя семья", в организации которого нам активно помогали родители наших воспитанников.
Ежедневно формируем у детей умение здороваться, прощаться, излагать свои просьбы спокойно, используя слова "спасибо", "пожалуйста ".
Чтобы и дальше способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры, развивать и обогащать предметно - развивающую среду. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.