Елена Эдуардовна Кузнецова
Социально-игровой проект «Ляпушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта – социально – игровой
Вид – групповой
Длительность – краткосрочный
Место проведения: МБДОУ «Подпорожский детский сад №1 общеразвивающего вида»
Сроки проведения: 1 месяц (01.09.2017 – 01.10.2017)
Режим работы – во время всех режимных моментов
Участники проекта – дети первой группы раннего возраста (1 год – 2 года, воспитатель, родители
Публикация «Социально-игровой проект „Ляпушки“» размещена в разделах
Актуальность. Адаптация – процесс развития реакций организма в ответ на новые условия. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психологическое развитие.
В раннем возрасте тактильные игры и творческие занятия помогают не только общему развитию, но и развитию положительных эмоций. Игры приносят радость, оставляют приятные ощущения и позволяют расслабиться.
Цель проекта – преодоление стрессовых ситуаций в период адаптации к условиям детского сада путем использования игр с нетрадиционным материалом.
Задачи:
создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
формировать процесс общения детей с педагогами и сверстниками.
Ожидаемый результат.
У детей:
преодоление стрессовых состояний у детей;
создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
У родителей:
установление партнерских доверительных отношений между воспитателем и родителями;
приобщение к совместной деятельности с детьми.
Полученные интеллектуальные продукты: методические разработки, презентации, фоторепортажи, пособия.
Таблица 1 – Этапы проекта
Этапы ОД Предполагаемый результат
I этап (подготовительный) Выбор темы, определение цели и задач. Выбор возможных источников информации. Составление плана работы. Разработка домашнего задания для родителей. Подготовка оборудования и игр. Накопление материала по теме. Наличие четкого плана работы. Выполнение родителями домашнего задания.
II этап (практический) Оформление развивающей среды: книжный уголок, центр «Вода – песок», дополнение уголка движения массажными мячами, сенсорными ковриками; подбор необходимых материалов для продуктивной деятельности. Проведение различных форм работ с детьми и родителями. Общая работа участников проекта. Наличие методических разработок, картотек игр, книг, пособий.
III этап (презентативный) Подготовка проекта к защите и его презентация. Обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта. Наличие продуктов проекта. Эмоциональный отклик детей на игры с нетрадиционными материалами. Возрастание речевой активности детей. Расширение кругозора родителей по данной теме. Повышение профессиональной компетенции воспитателя.
Ход реализации
I этап – подготовительный
Цель – проектирование системы работы по теме
Таблица 2 – Перспективное планирование реализуемого проекта
Неделя НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
I неделя Игра – забава «Киска в гости к нам пришла и корзинку принесла».
Рассказывание сказки «Колобок», чтение потешек. Игра «Догонялки – обнималки». Игра «Ку – ку!». Работа с сенсорной коробочкой «Перебиралки» (мелкие игрушки, цветные камушки). Разучивание пальчиковой считалки «Колобок». Игра «Мой малыш». Игра «Попрыгушки». Игра «Наши пальчики». Рассматривание иллюстраций в книгах.
Игры с шишками, массажными мячами.
Сухой бассейн.
II неделя Игра – забава «Покормим утят».
Рисование на манке.
Пальчиковые игры.
Аквагимнастика для рук (достаём из воды мелкие предметы)
Игра «Скачем на лошадке»
Игры с сенсорными коробочками:«Осень» ( наполнение: листья, шишки, ягоды клюквы и брусники, мох, кора,
«Макаронные чудеса» ( наполнение: макароны разной формы).
Игра с бумагой «Найди, что спрятано».
Игра «Ладушки». Игра «Баю – бай». Рассматривание
книг с потешками.
Игры с фольгой (мять, разглаживать, заворачивать и разворачивать)
Игры с тактильными мешочками.
III неделя Игра – забава «Кто получится?»
Аквагимнастика для рук (выжимание губки). Игра с сенсорной коробочкой (ракушки, прозрачные камушки, рыбки). Разучивание пальчиковых игр. Д/и «Помоги Маше» (сортировка макарон) Игра с крупой «Жучки бегают».
Игра – вовлекалка «Веселая коробочка». Ходьба по массажным коврикам. Игра с прищепками «Дополни».
Игры с пальчиковым театром.
Игры у магнитной доски.
IV неделя Игра – забава «Вот как мы умеем».
Сухой бассейн для рук (фасоль). Игра «Сделай ежика» (вставляем ватные палочки в отверстия дуршлага). Игра «Ласковые минутки» (установление телесно – эмоционального контакта). Игры с сенсорной коробочкой «Огород» (греча, силуэты овощей). Игры с бумагой «Колобок». Игры с тактильными ковриками. Игры с массажными мячами, сухой бассейн. Игры с бутылочками – шумелками. Игры с цветными резиночками.
Работа с родителями.
Довести до родителей важность проблемы.
Предложить родителям принять участие в акции «Игры, способствующие развитию тактильных ощущений – своими руками»
Оформить фотовыставку для родителей «Как мы играем с необычными игрушками»
Провести консультации – презентации для родителей «Игры на кухне», «Грязные» игры для малышей»
Оформить выставку для родителей «Что вы смогли сделать для своих малышей»
Предложить родителям принять участие в оформлении фото коллажа «Как я играю дома с мамой» (тактильные игры)
II этап – практический
Цель – реализация разработанной системы.
В ходе реализации практического этапа были проведены четыре игры – забавы по данной теме. Их краткое содержание представлено ниже.
Игра – забава «Киска в гости к нам пришла и корзинку принесла».
(конспект игры – забавы см. Приложение А)
Цель – развитие эмоциональной сферы детей, формирование готовности к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
познакомить детей с пластичным материалам - тестом;
учить разминать тесто пальцами и шлепать по нему ладонями обеих рук;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию речи.
Материал: тесто, клеёнки, влажные салфетки, игрушка кошка, корзинка.
Игра – забава «Покормим утят».
(конспект игры – забавы см. Приложение Б)
Цель – продолжать развивать эмоциональную сферу детей, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
учить отщипывать маленькие кусочки от теста;
развивать мелкую моторику;
формировать интерес к работе с тестом;
повышать речевую активность.
Материал: кусочки теста со спрятанной игрушкой (игрушка наполовину видна из теста, клеёнки, влажные салфетки.
Игра – забава «Кто получится?»
(конспект игры – забавы см. Приложение В)
Цель: продолжать развивать эмоциональную сферу детей, готовность сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Задачи:
учить создавать простые поделки на основе вдавливания предметов в тесто (солнышко, ежик);
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию речи.
Материал: тактильная игрушка «солнышко», разноцветные счётные палочки, по 2 кусочка теста на ребёнка.
Игра – забава «Вот как мы умеем».
(конспект игры – забавы см. Приложение Г)
Цель: продолжать развивать эмоциональную сферу детей, готовность сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Задачи:
продолжать знакомство с тестом, учить ставить на тесте отпечатки разными предметами;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию речи.
Материал: тесто, влажные салфетки, клеёнки, предметы для отпечатков.
III этап – презентативный.
Цель: поделиться с педагогами и родителями опытом работы по теме «Использование тактильных игр с нетрадиционным материалом в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду».
План мероприятий:
отчёт – презентация для коллег и родителей детей группы по итогам реализации проекта;
оформление выставки родительских работ на тему: «Тактильные игры – своими руками»;
оформление фото коллажа «Как я играю дома с мамой» (тактильные игры).
Выводы: в процессе совместной деятельности воспитателя, детей и родителей получены следующие результаты:
в ходе проекта были созданы условия для комфортной адаптации детей к детскому саду;
развивающая среда в группе пополнилась играми и пособиями, сделанными руками родителей;
между воспитателем и родителями установились доверительные отношения;
дети эмоционально откликаются на игры с нетрадиционными материалами, у детей повысилась речевая активность.
Приложение А
Игра – забава «Киска в гости к нам пришла и корзинку принесла».
Цель – развитие эмоциональной сферы детей, формирование готовности к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
познакомить детей с пластичным материалам - тестом;
учить разминать тесто пальцами и шлепать по нему ладонями обеих рук;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию речи.
Материал: тесто, клеёнки, влажные салфетки, игрушка кошка, корзинка.
Ход
Дети сидят за столами.
Воспитатель вносит кошечку и корзинку:
«Кто же это к нам бежит?
«Мяу – мяу» - говорит!».
Воспитатель: «Киска в гости пришла! Здравствуй, кисонька! Давайте, ребятки, погладим киску. Она пушистая, мягкая, красивая. Киска нам что то принесла в корзиночке.
Воспитатель достает из корзинки большую тарелку с тестом.
Воспитатель: «Это тесто. Оно мягкое, теплое».
Каждому ребенку в руки воспитатель дает кусочек теста.
Воспитатель: «С тестом можно играть. Посмотрите, как я играю».
Воспитатель показывает: мнет, растягивает, сжимает. Детям дается возможность поиграть с тестом. Все действия детей воспитатель сопровождает словами.
Воспитатель: «А еще по тесту можно ладошками пошлепать. Вот какие лепешечки у нас получаются!
Шлеп – шлеп, ладошечки!
Получились лепешечки».
При необходимости воспитатель использует метод «рука в руке».
Воспитатель: «Вот как много лепешечек получилось! Угостим кошечку».
Дети кладут лепешечки кошечке в тарелку, кошечка благодарит детей и уходит.
Приложение Б
Игра – забава «Покормим утят».
Цель – продолжать развивать эмоциональную сферу детей, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
учить отщипывать маленькие кусочки от теста;
развивать мелкую моторику;
формировать интерес к работе с тестом;
повышать речевую активность.
Материал: кусочки теста со спрятанной игрушкой (игрушка наполовину видна из теста, клеёнки, влажные салфетки.
Ход
Дети сидят за столами. У воспитателя в руках кусочек теста со спрятанной игрушкой.
Воспитатель: «Ребятки, посмотрите, что у меня в руках? Это тесто. А кто это из теста выглядывает? Давайте посмотрим!»
Воспитатель аккуратно, не спеша, с интересом достает предмет из теста.
Воспитатель: «Да это же уточка! Какая маленькая, с клювиком, с лапками».
Воспитатель дает детям по кусочку теста со спрятанной игрушкой.
Воспитатель: «Найдите, кто у вас спрятался!»
Дети достают из теста маленьких утят, рассматривают.
Воспитатель: «Надо утят покормить!»
Воспитатель показывает, как от теста отщипывать маленькие кусочки – это «крошки», и складывать их на тарелочку. Помогает детям.
Воспитатель: «Вот как много «крошек» получилось. Кушайте, утята!»
Воспитатель показывает, как утята клюют крошки, вместе с детьми обыгрывает ситуацию, хвалит детей.
Приложение В
Игра – забава «Кто получится?»
Цель: продолжать развивать эмоциональную сферу детей, готовность сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Задачи:
учить создавать простые поделки на основе вдавливания предметов в тесто (солнышко, ежик);
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию речи.
Материал: тактильная игрушка «солнышко», разноцветные счётные палочки, по 2 кусочка теста на ребёнка.
Ход
Дети сидят за столом. Воспитатель держит в руках связанное из желтых ниток солнышко.
Воспитатель: «Солнышко, солнышко, выйди скорей,
Будет нашим деткам веселей!»
Воспитатель кладет солнышко перед детьми.
Воспитатель: «Погладьте солнышко. Какое оно теплое, желтое, круглое, у солнышка много лучиков».
Дети трогают солнышко, перебирают пальчиками лучики.
Воспитатель достает кусочек теста, показывает, как можно сделать солнышко из теста, втыкая в него по краям палочки – лучики. Дает по кусочку теста каждому ребенку, помогает сделать солнышко.
Воспитатель: «Солнышко пригрело, прибежал на полянку ежик. Вот такой!»
Воспитатель достает второй кусочек теста и втыкает в него палочки.
Воспитатель: «Маленький, колючий ежик, до чего же ты хороший!»
Затем воспитатель дает тесто детям и помогает сделать ежиков.
Воспитатель: «Молодцы, ребятки! Солнышко сделали, ежиков сделали. Умницы!»
Приложение Г
Игра – забава «Вот как мы умеем».
Цель: продолжать развивать эмоциональную сферу детей, готовность сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Задачи:
продолжать знакомство с тестом, учить ставить на тесте отпечатки разными предметами;
развивать мелкую моторику;
способствовать развитию речи.
Материал: тесто, влажные салфетки, клеёнки, предметы для отпечатков.
Ход
Дети сидят за столами. Воспитатель показывает коробочку.
Воспитатель: «Ребятки, посмотрите, какая коробочка красивая! Что же в ней лежит?»
Воспитатель достаёт кусочек теста и колпачок от фломастера.
Воспитатель: «Посмотрите, как я поиграю».
Воспитатель показывает, как колпачком можно сделать дырочки на тесте. Затем даёт каждому ребёнку по кусочку теста и по колпачку. Помогает сделать отпечатки. В следующий раз можно сделать отпечатки более крупными предметами, нажимая на них всей ладонью. Можно сделать отпечатки ладошек.
Воспитатель: «Какие дырочки хорошие получились! Молодцы, ребятки!»
В конце игры воспитатель предлагает детям спрятать тесто и колпачки в коробочку.
Приложение Д
Картотека тактильных игр
Название тактильной игры Цель игры Материал и оборудование
«Мой малыш»
Устанавливать тактильные контакты с ребёнком, снимать эмоциональное напряжение.
«Достань ракушку» Развитие тактильной чувствительности, создание положительной эмоциональной атмосферы. Ёмкость, наполненная ракушками, камушками, мелкими игрушками.
Игра «Выжми губку» Развитие тактильной чувствительности, создание положительной эмоциональной атмосферы. Емкость с водой, губки.
«Догонялки — обнималки»
Устанавливать тактильные контакты с ребёнком, снимать эмоциональное напряжение
«Ищем секрет»
Развитие мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков. Ёмкость с горохом и фасолью «Сухой бассейн», небольшие игрушки.
«Баю-Баю»
Устанавливать тактильные контакты с ребёнком, снимать эмоциональное напряжение.
«Рисование на манке»
Развитие мелкой моторики, снятие стрессовой ситуации. Поднос, крупа – манка.
«Наши пальчики» Устанавливать тактильные контакты с ребёнком, снимать эмоциональное напряжение.
«Ку-ку»
Устанавливать положительные эмоциональные контакты с педагогом, снимать эмоциональное напряжение.
«Ладушки» Устанавливать доверительные контакты с педагогом на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.
«Сортируем макароны»
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием, развивать эмоциональную отзывчивость. Макароны разной формы, несколько небольших ёмкостей.
«Скачем на лошадке»
Устанавливать доверительные контакты с взрослым на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжение.
«Топ-топ»
Стимулировать к подражанию взрослому, развивать умение действовать по речевой инструкции, снимать эмоциональное напряжение.
«Помоги ёжику»
Развитие внимания, чувства сопереживания, развитие мелкой моторики Фетровый ежик, листочки и ягоды на липкой ленте
«Дополни картинку»
Учить действовать с прищепками, развивать мелкую моторику, подражать ровесникам. Предметные картинки, разноцветные прищепки.
Игра – вовлекалка «Веселая коробочка» Вовлекать в общую игру как можно больше детей. Яркая коробочка с отверстиями, красивые платочки (по количеству детей). Кончики платочков просунуты в прорези – отверстия.