Папки-передвижки

Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать

Евгения Журавлева
Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы резко возросло число недисциплинированных, конфликтных, неуправляемых, трудновоспитуемых детей. Эти характеристики означают различную степень социально-педагогического или психологического неблагополучия, свидетельствуют об общей черте вышеуказанной категории детей – дезадаптированности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики социальных дезадаптаций в детском возрасте.

Публикация «Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать» размещена в разделах

Термин "социальная дезадаптация" активно изучается в педагогике и психологии. Так, Шпак Л. Л. дает следующее определение социальной дезадаптации :

Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Существует также мнение противоположное мнению таких авторов, как вышеупомянутая Л. Л. Шпак. Например, Н. Е. Яценко под социальной дезадаптацией подразумевает тот факт, что это "частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды". Однако, подобное утверждение верно лишь отчасти, прежде всего по причине того, что полная дезадаптированность означает для человека полную деградацию или невозможность выживания в любой социальной среде. Но человек способен на некоторое время приспособиться даже к экстремальным условиям существования. Кроме того, способность к приспособлению развивается на основе природных возможностей человека.

Причины социальной дезадаптации детей

Любое нарушение социальных отношений имеет корни в нарушениях семейных отношений. Например, воспитание в семье, деформирующее личность, приводит к нарушению отношений ребенка в детском саду. Негативное отношение матери к ребенку в детском возрасте "выливается" для нее в подростковом в очень сложные проблемы. Поэтому для коррекции социальной дезадаптации личности необходимо не только формировать навыки общения и гармонизировать отношения ребенка со сверстниками, но, может быть, в первую очередь, устранить те негативные социальные отношения, которые предшествовали имеющимся в настоящий момент конфликтам ребенка с социальным окружением. Гармонизация отношений в семье большей частью предполагает работу с родителями, их установками на ребенка, так как ребенок скорее принимает отношение взрослых к себе, чем формирует его. Если же те социальные отношения, которые выступили причинами социальной дезадаптации, уже окончились, тогда необходимо обратить внимание на те структуры личности, которые появились в результате этих окончившихся негативных отношений. В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники "выталкивают" его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

Особенности профилактики социальной дезадаптации детей

Работа по профилактике социальной дезадаптации должна осуществляться уже на этапе дошкольного детства. Данный период – это пропедевтический, но имеющий важное значение на последующих этапах социального развития личности.

Профилактика социальной дезадаптации детей предполагает устранение либо сглаживание причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности, и направленность на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности со средой. Ее основной целью социальной дезадаптации детей в дошкольный период является формирование социально-адаптированного поведения, т. е. поведения, которое ребенок строит осознанно, с учетом собственных потребностей, устремлений, интересов в соответствии с социальными нормами и отношениями. В основе такого поведения лежит получение дошкольником положительного социального опыта через формирование личностных ценностных ориентаций. Ведущей задачей профилактики социальной дезадаптации детей является помощь дошкольнику в преодолении социальных затруднений, организация его благополучия, обеспечение личностного роста и развития.

Результатом профилактики становится успешная социальная адаптация личности, т. е. сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении.

Ведущим средством профилактики социальной дезадаптации дошкольников является гуманизация отношений в семье, детском саду, школе, ближайшем окружении. Работа по формированию социально-адаптированного поведения строится с учетом специфики и закономерностей развития личности в дошкольном возрасте, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также средств общения, т. е. развития речи и эмоциональной экспрессии. В дошкольном возрасте у ребенка формируется сложная внутренняя организация поведения и деятельности в целом, появляется возможность сознательно подчинять свои действия определенному мотиву.

Поведение и деятельность становятся осмысленными, а не произвольными, в результате чего у ребенка зарождается способность управлять собой, т. е. использовать возможность выбора собственного поведения, которое становится внеситуативным. В основе поведения лежат социальные нормы, выступающие моделью цивилизованного поведения, общественных отношений и деятельности. Для дошкольников социальные нормы являются фактором воспитания, обеспечивающим вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. Достижения в развитии личности определяются степенью социальной активности ребенка, под которой мы понимаем стремление и способность дошкольника включаться в различные виды деятельности по решению социально-значимых задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других людей и для себя.

Социальная активность в дошкольном возрасте является продуктом целенаправленного воспитания, проявляясь первоначально на подражательно-ситуативном, затем переходя на подражательно-внеситуативный уровень. Важными характеристиками социальной активности ребенка являются инициативность, исполнительность, развитие сознательности, структурирование мотивационной сферы, возникновение элементов произвольности. Дальнейшее качественное развитие социальной активности осуществляется за счет интеграции исполнительности и инициативности в элементарную социальную позицию ребенка, т. е. в постепенно закрепляющуюся систему отношений к деятельности, взрослым, сверстникам, самому себе. Развитие социальной активности дошкольника связано, в свою очередь, с развитием социальных эмоций, с формированием социальных эталонов, принятых в данном обществе, которые обусловливают реакции ребенка на внешние социальные воздействия, на требования, предъявляемые как взрослыми, так и сверстниками. Являясь значимым фактором, определяющим процесс вхождения личности в социум, эталоны способствуют формированию социальных эмоций, которые, в конечном итоге, направляют процесс социализации детей, помогают их вхождению в мир взрослых.

Эмоциональные эталоны содержат определенные культурные знания, моральные и оценочные категории, стереотипы. Адекватное эмоциональное отношение ребенка к ним оптимизирует процесс его социальной адаптации. Для успешного формирования социально-адаптированного поведения необходимо развитие у ребенка рефлексии и эмпатии, что предполагает его способность к анализу ситуации, собственных психических состояний и действий с позиции внешнего наблюдателя, к пониманию другого человека, умение чувствовать другого и сопереживать ему. Способности к рефлексии и эмпатии рассматриваются нами как важнейшие социальные качества, без которых невозможно успешное функционирование личности в социуме. Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: предпосылкой для успешного формирования социально-адаптированного поведения в дошкольном возрасте выступает потребность ребенка в общении со взрослыми, удовлетворяя которую, дошкольник приобретает первоначальный социальный опыт.

Результатом присвоения данного опыта являются первичные социальные умения и навыки. Те из них, которые получают положительное подкрепление со стороны взрослого, фиксируются в сознании ребенка в виде социальных норм поведения. Соблюдение данных норм приветствуется взрослыми. В результате у ребенка формируется устойчивое положительное отношение к этим нормам, а сама норма начинает выступать в качестве побудительного мотива деятельности. Это, в свою очередь, свидетельствует о возникновении более высокого уровня потребностей, удовлетворение которых приводит к формированию вторичного социального опыта, т. е. опыта, предполагающего более высокий уровень развития социальных умений и навыков, результатом освоения которого является развитие социальных способностей ребенка.

Следовательно, всю работу с детьми по формированию социально-адаптированного поведения можно условно разделить на несколько направлений:

• развитие социальных мотивов и потребностей;

• формирование социальных эмоций;

• формирование социальных знаний,

• умений и навыков;

• развитие социальных способностей.

Реализация поставленных задач осуществляется через различные формы просвещения и консультирования родителей, организацию тренингов, совместных с родителями и детьми досуговых мероприятий, которые направлены на развитие воспитательных возможностей семьи, предупреждение и разрешение ее жизненно важных проблем, защиту интересов детей.

Важнейшими условиями успешной социальной адаптации ребенка, формирования у него социально-адаптированного поведения являются коммуникативно-развивающая среда и педагогическое воздействие семьи. Какие бы причины ни вызвали трудности в общении и адаптации ребенка в социуме, основополагающим фактором последующего его личностного развития являются взаимоотношения со значимым взрослым, его воспитателем. И если в случае социальной дезадаптации ребенка дошкольного возраста психологически не поддержать, то дезадаптивное поведение может принять болезненные формы.

Способами психологической поддержки могут быть групповые профилактические и развивающие занятия, а также групповые и индивидуальные коррекционные работы. Эффективным и в то же время мягким способом коррекции социальной дезадаптации детей дошкольного возраста является сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Методики сказкотерапии не противоречат мировоззрению психоаналитика, или "гештальтиста", или "энэлписта", адлерианской или роджерской терапии. Зачастую методики сказкотерапии объединяют эти направления, используют их на разных этапах психокоррекции и развития личности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Фотокейс «Как избежать неприятностей в детском саду»Фотокейс «Как избежать неприятностей в детском саду» Данное пособие, направлено не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников.

Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Это надо знать — чтоб беду избежать» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Это надо знать – чтоб беду избежать» Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И. ,.

Социальная акция по БДД «Детское Автокресло»Социальная акция по БДД «Детское Автокресло» Социальная акция по БДД "Детское Автокресло" Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма,.

Социальная акция по правилам дорожного движения «Добрый знак»Социальная акция по правилам дорожного движения «Добрый знак» Цель: привлечение внимания участников дорожного движения к проблеме безопасности детей на дорогах. Участники акции: дети подготовительной.

Социальная акция «Поздравительная открытка»Социальная акция «Поздравительная открытка» Проект краткосрочный (старшей группа) на тему: Социальная акция «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА С ДНЁМ ПОБЕДЫ!». План акции осуществлялся в.

Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека «С добротой и любовью»Социальная акция, приуроченная ко Дню пожилого человека «С добротой и любовью» В России 1 октября отмечается День пожилого человека. Этот праздник в последнее время становится в России и очень популярным. К этому дню.

Социальная акция «Россия — Родина Моя»Социальная акция «Россия — Родина Моя» Социальная акция «Россия – Родина Моя»Цареградская Анна Сергеевна. Девиз акции: «Мы выбираем Позитивное будущее» Цель акции: Привлечение.

Видеоролик «Социальная реклама в защиту живых ёлочек» Ролик создан детьми и педагогами для привлечения общественного внимания к социально значимой проблеме бережного отношения к елям в канун.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 15:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная дезадаптация ребенка и как ее избежать» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД