анна клёнова
Социальная адаптация детей раннего возраста с ОВЗ средствами кукольного театра
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Публикация «Социальная адаптация детей раннего возраста с ОВЗ средствами кукольного театра» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Роль кукольного театра в развитии ребёнка невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
Игра – это важнейший вид детской деятельности в развитии и воспитании ребенка. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них низменной любовью. Таким образом, большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство. Воспитательные и образовательные возможности театрализованных игр усиливается тем, что их тематика практически не ограничена.
Театрализованные игры разделяются на : настольный театр, театр на фланелеграфе, настольный театр картинок, пальчиковый театр (персонажи, надетые на пальцы, куклы бибабо.
Большой любовью у детей пользуется настольный театр. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст.
Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декораций: два – три дерева – это лес, зеленая ткань или бумага на столе – лужайка, голубая лента – ручеек. Для спектаклей используются имеющиеся в группе игрушки. Их подбирают по сюжету и размеру (высотой не менее 30 см) с соблюдением соотношений их величины, однородности фактуры. Можно использовать готовые тематические кукольные персонажи, приобретённые в магазине. Спектакль игрушек показывают на столе в групповой комнате (а не в зале) на занятиях и в свободное от них время.
Игрушки помогают заинтересовать детей, активизируют их речь. Новые игрушки показывают детям, обыгрывают их. Многие образные игрушки (мишка, зайчик, кошечка, лошадка и др.) помогают организовать с малышами театрализованные игры. Например: в гости к нам приехала лошадка. Малыши рассматривают её. По предложению воспитателя ребенок читает стихотворение А. Барто «Лошадка». В заключение детям предлагается покататься на лошадке. Подобные действия можно разыграть с собачкой, кошкой, мишкой.
В репертуаре театра игрушек сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Два жадных меджонка», Дети 3 – 4 лет могут по просьбе игрушки спеть песню (с помощью взрослого, прочитать стихотворение, ответить на его вопросы, выполнить некоторые действия (похлопать и т. п.).
Игрушка – лиса (медведь, кошечка, собачка) – ловит детей, смотрит как они играют, слушают, поют.
Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.