МААМ-картинки

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада

Елена Прохорова
Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение бесплатного образования. К сожалению, в настоящее время все больше появляется людей, относящихся к категории граждан с «ограниченными возможностями здоровья». Только за последние двадцать лет количество людей, относящихся к данной категории, в России увеличилось в два раза. По данным ВОЗ таких детей в нашей стране около 900 тысяч[3].

Публикация «Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада» размещена в разделах

Ограниченные возможности здоровья - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Так же термин «ограниченные возможности здоровья» может быть приравнен к таким понятиям как «инвалидность», «аномальное развитие». Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены социальной дезадаптации, вследствие нарушений навыков самообслуживания, подвижности, самостоятельного передвижения, затруднений в общении и обучении.

У каждого человека есть неотъемлемое право на участие в социальной жизни общества, а так же свобода выбора, свобода доступа общественных знаний. Дети, которых можно отнести к той или иной категории аномального развития, особенно нуждаются в поддержке и социальной адаптации, так как соблюдение их прав и свобод затруднено.

Давно известно, что чем раньше начинает вестись коррекционная работа, тем более адаптированным в социуме будет ребенок в будущем. Именно поэтому уже с дошкольного возраста следует вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив.

Работа педагогов крайне непроста. Одним из первых шагов в социальной адаптации особых детей является работа с нормально развивающимися детьми: следует донести с самого раннего детства, что все люди разные, у каждого свои какие-то особенности и следует не только принять такого ребенка в коллектив, но и помогать ему по мере возможностей. Должна проводиться регулярная работа с родителями не только воспитанника с особыми образовательными потребностями, но и каждого ребенка в группе[1].

Одним из сложных моментов вхождения в социум для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является период адаптации. Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде [3]. У ребенка с нарушениями в психическом или физическом развитии этот процесс крайне затруднителен и продолжителен. Такие дети могут не вступать в контакт, прятаться, избегать совместных игр с детьми, могут кричать и плакать и не отпускать родителей. Для преодоления такого состояния ребенка, для безмятежного времяпрепровождения в группе требуется создание комфортных условий – необходимо успокоить ребенка, заинтересовать его игрушками в группе, предложить интересную роль (например, выполнить обязанности дежурного или назначить ведущим в групповой игре) а так же воспользоваться помощью педагога-психолога.

В настоящее время нуждающимся детям предлагаются такие варианты обучения, как инклюзия и интеграция[2]. Инклюзивное образование заключается в совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми с нормой развития. Для эффективного обучения аномальных детей окружающую обстановку корректируют под них: обеспечивают пандусами, группы организуют в более доступных местах, моделируют благоприятное образовательное пространство, оснащают необходимой аппаратурой.

Интеграция, в свою очередь, позволяет совместно обучаться детям с ОВЗ с нормально развивающимися детьми без реорганизации пространства. В данном случае ребенок приспосабливается к уже имеющимся условиям образовательного учреждения. Но и при интегрированном обучении всегда предусматривается дополнительная помощь нуждающимся детям.

Так же практически во всех образовательных дошкольных учреждениях организованны группы краткосрочного пребывания, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут находиться в детском саду несколько часов. Пребывание ребенка в окружении сверстников, посещение коллективных занятий оказывает влияние на его гармоничное развитие, оказывает влияние на развитие диалогической и связной речи, активизирует внимание, память, мышление, что позволяет в дальнейшем успешно социально адаптироваться.

В каждом детском саду обязательно работают такие специалисты, как педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. В отдельных дошкольных учреждениях так же возможно наличие таких специалистов узкой направленности, как сурдолог, тифлопедагог, олигофренопедагог. Целенаправленная и систематическая работа этих педагогов так же оказывает огромное влияние на социальную адаптацию воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Если ребенку необходима индивидуальная систематическая помощь, сопровождение на занятиях, то в таких случаях возможно нахождение в группе родителей ребенка, обеспечивающих ему комфортное пребывание в детском саду или специально подготовленного сопровождающего – тьютора.

В рамки благоприятной социальной адаптации так же входит посещение всевозможных кружков и секций, творческих студий и объединений. Участие в массовых мероприятиях, таких как спортивные соревнования, театрализованное представление, пение – так же доступны для воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Вовлечение особых детей в активную социальную среду, обеспечение им общения со сверстниками, участие в спортивных мероприятиях – все это обеспечивает раннее вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и помогает в будущем стать полноценными членами общества.

Таким образом, в нашей стране в настоящее время идет активное вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные дошкольные учреждения. Им оказывается всевозможная педагогическая и психологическая поддержка. Так же развиваются такие направления, как инклюзия и интеграция, проводится оснащение помещений необходимыми приспособлениями для детей с особыми образовательными потребностями, что обеспечивает их успешную социальную адаптацию и открывает двери во взрослую дееспособную жизнь.

Список литературы:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368с

2. Акимова О. И. "Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Инклюзивное образование : методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2011.

3. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. - М. : Академический проект, 2001.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание Григорьева Вера Николаевна Закончила: ГОУВПО г. Биробиджан. Специальность по диплому: Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья)Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все. 2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой",.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада
Опубликовано: 16 января 2017 в 20:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прохорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД