Елена Прохорова
Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение бесплатного образования. К сожалению, в настоящее время все больше появляется людей, относящихся к категории граждан с «ограниченными возможностями здоровья». Только за последние двадцать лет количество людей, относящихся к данной категории, в России увеличилось в два раза. По данным ВОЗ таких детей в нашей стране около 900 тысяч[3].
Публикация «Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ограниченные возможности здоровья - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Так же термин «ограниченные возможности здоровья» может быть приравнен к таким понятиям как «инвалидность», «аномальное развитие». Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены социальной дезадаптации, вследствие нарушений навыков самообслуживания, подвижности, самостоятельного передвижения, затруднений в общении и обучении.
У каждого человека есть неотъемлемое право на участие в социальной жизни общества, а так же свобода выбора, свобода доступа общественных знаний. Дети, которых можно отнести к той или иной категории аномального развития, особенно нуждаются в поддержке и социальной адаптации, так как соблюдение их прав и свобод затруднено.
Давно известно, что чем раньше начинает вестись коррекционная работа, тем более адаптированным в социуме будет ребенок в будущем. Именно поэтому уже с дошкольного возраста следует вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив.
Работа педагогов крайне непроста. Одним из первых шагов в социальной адаптации особых детей является работа с нормально развивающимися детьми: следует донести с самого раннего детства, что все люди разные, у каждого свои какие-то особенности и следует не только принять такого ребенка в коллектив, но и помогать ему по мере возможностей. Должна проводиться регулярная работа с родителями не только воспитанника с особыми образовательными потребностями, но и каждого ребенка в группе[1].
Одним из сложных моментов вхождения в социум для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является период адаптации. Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде [3]. У ребенка с нарушениями в психическом или физическом развитии этот процесс крайне затруднителен и продолжителен. Такие дети могут не вступать в контакт, прятаться, избегать совместных игр с детьми, могут кричать и плакать и не отпускать родителей. Для преодоления такого состояния ребенка, для безмятежного времяпрепровождения в группе требуется создание комфортных условий – необходимо успокоить ребенка, заинтересовать его игрушками в группе, предложить интересную роль (например, выполнить обязанности дежурного или назначить ведущим в групповой игре) а так же воспользоваться помощью педагога-психолога.
В настоящее время нуждающимся детям предлагаются такие варианты обучения, как инклюзия и интеграция[2]. Инклюзивное образование заключается в совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми с нормой развития. Для эффективного обучения аномальных детей окружающую обстановку корректируют под них: обеспечивают пандусами, группы организуют в более доступных местах, моделируют благоприятное образовательное пространство, оснащают необходимой аппаратурой.
Интеграция, в свою очередь, позволяет совместно обучаться детям с ОВЗ с нормально развивающимися детьми без реорганизации пространства. В данном случае ребенок приспосабливается к уже имеющимся условиям образовательного учреждения. Но и при интегрированном обучении всегда предусматривается дополнительная помощь нуждающимся детям.
Так же практически во всех образовательных дошкольных учреждениях организованны группы краткосрочного пребывания, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут находиться в детском саду несколько часов. Пребывание ребенка в окружении сверстников, посещение коллективных занятий оказывает влияние на его гармоничное развитие, оказывает влияние на развитие диалогической и связной речи, активизирует внимание, память, мышление, что позволяет в дальнейшем успешно социально адаптироваться.
В каждом детском саду обязательно работают такие специалисты, как педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. В отдельных дошкольных учреждениях так же возможно наличие таких специалистов узкой направленности, как сурдолог, тифлопедагог, олигофренопедагог. Целенаправленная и систематическая работа этих педагогов так же оказывает огромное влияние на социальную адаптацию воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Если ребенку необходима индивидуальная систематическая помощь, сопровождение на занятиях, то в таких случаях возможно нахождение в группе родителей ребенка, обеспечивающих ему комфортное пребывание в детском саду или специально подготовленного сопровождающего – тьютора.
В рамки благоприятной социальной адаптации так же входит посещение всевозможных кружков и секций, творческих студий и объединений. Участие в массовых мероприятиях, таких как спортивные соревнования, театрализованное представление, пение – так же доступны для воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Вовлечение особых детей в активную социальную среду, обеспечение им общения со сверстниками, участие в спортивных мероприятиях – все это обеспечивает раннее вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и помогает в будущем стать полноценными членами общества.
Таким образом, в нашей стране в настоящее время идет активное вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные дошкольные учреждения. Им оказывается всевозможная педагогическая и психологическая поддержка. Так же развиваются такие направления, как инклюзия и интеграция, проводится оснащение помещений необходимыми приспособлениями для детей с особыми образовательными потребностями, что обеспечивает их успешную социальную адаптацию и открывает двери во взрослую дееспособную жизнь.
Список литературы:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368с
2. Акимова О. И. "Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Инклюзивное образование : методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2011.
3. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. - М. : Академический проект, 2001.