Виктория Фролова
Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает вопрос становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности, вовлечения детей дошкольного возраста в процесс познания родного края.
3 слайд.
Формирование основ ценностно-смысловой сферы ребенка сложный и длительный процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта.
Публикация «Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения» размещена в разделах
Ценностно-смысловые представления у дошкольников формируются на личностном уровне и являются продуктом их непосредственных контактов с окружающим миром.
4 слайд
Перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно создание системы работы, направленной на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации по формированию :
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
5 слайд.
Проведя педагогический мониторинг, используя такие методы как: педагогические наблюдения, анкетирование родителей, анализ детской художественно-творческой деятельности (на утренниках, народных праздниках, развлечениях, в свободных играх – драматизациях, сюжетно-ролевых играх, анализ детских рисунков, продуктов ручного художественного труда (макетирование, создание коллажей, лепка, аппликация и т. д., я пришла к выводу, что в семьях наших воспитанников наблюдается «дефицит» духовности, непонимание сущности региональной культуры. Если обратиться к цифрам, то я увидела следующую картину по результатам обработки достижений целевых ориентиров у детей 5-6 лет:
- более 35 % воспитанников на тот момент старшей группы - октябрь 2014 г., не имели четких представлений: об особенностях мира природы Ставропольского края, климатических особенностях; путались в родственных связях, не знали свой домашний адрес, название города, края; не знали достопримечательностей города; практически не были знакомы с выдающимися людьми – жителями города, района, Ставропольского края; не имели малейших представлений об истории родного города, края, символике, традициях, о духовных ценностях и нравственных идеалах русского народа.
У 45% воспитанников я увидела средние результаты;
И только 20 % детей показали высокие результаты.
6 слайд.
Изучив современные образовательные технологии: в которых постулируются самоценность, индивидуальность развития, воплощение возможностей развития ребенка, акцент сделан прежде всего на специфику дошкольного детства : пластичность, гибкость развития ребенка
7 слайд – 8 слайд
В отобранных для будущей моей деятельности технологиях предлагаемые конспекты НОД связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. А главное в их основу положены идеи гуманного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
9 слайд.
Следовательно была определена цель моей работы, а именно формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения.
Исходя из вышеуказанной цели были обозначены задачи работы с детьми в данном направлении:
- способствовать формированию у детей элементарных представлений об истории родного края, города, его традициях, культуре;
- развивать у детей интерес к познанию природы и культуры родного края;
- формирование ценностного отношения к природе малой родины, её красоте, чувства уважения к старшим, родителям.
10 слайд.
Обобщив передовой педагогический опыт, я разработала КОМПЛЕКСНОЕ ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.
В план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, я включила следующие формы организации работы :
организованную образовательную деятельность;
культурно-досуговую деятельность;
целевые прогулки по улицам, носящим имена героев, экскурсии к памятным местам;
чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей; посещение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему нашего города, края. Темы повторяются в старшей и подготовительной группах, изменяется только объём познавательного материала и сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Оснастила развивающую предметно-пространственную среду группы.
11 слайд.
Реализация содержания программного материала осуществляется по принципу расширения представлений ребенка 5-6 лет о себе, семье, микро- и мезосоциуме.
Для детей 6-7 лет включает в себя задачи формирования и расширения представлений ребенка о себе, семье, микро-, мезо- и макросоциуме. Под микросоциумом мы понимаем понятия: «Я», «Я и моя семья», «Мой дом». Под мезосоциумом понимается: «Мой двор», «Мой детский сад», «Мой микрорайон», «Природа вокруг меня», устанавливается взаимосвязь между объектами микро- и мезосоциумом, определение собственной социальной роли и социальной позиции). Под макросоциумом понимается: «Мой город», «Мой родной край», «Моя страна», «Природа родного края», «Промыслы родного края».
12 слайд.
Непосредственная реализация разработанного плана работы с детьми, основанного на принципах гуманной педагогики, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, подразумевает активную включённость взрослых и инициативность детей. При этом я соблюдаю «золотые правила» : быть рядом, не спешить отвечать, учить анализировать, обращаться к общественному опыту, стимулировать детскую активность, дарить радость творчества.
Прежде всего это проведение НОД с включением в нее просмотра видеофильмов, виртуальных экскурсий по Ставропольскому краю с помощью мультимедийных средств.
13 слайд
На данном слайде вашему вниманию представлена экскурсия в Парк культуры и отдыха им. Гайдара
14 слайд
Здесь представлена целевая экскурсия в преддверии праздника Светлой Пасхи к Златоглавому храму Святителя Николая Чудотворца. г. Светлоград, проходила по улицам города ___
15 слайд
Одним из направлений нашей совместной работы, является посещение тематических выставок в Петровской центральной библиотеке по истории становления и развития Петровского района и города Светлограда.
16 слайд
Посещая Историко-краеведческий музей им. Солодилова, мои воспитанники постоянно открывают для себя нечто новое, доброе.
17 слайд
Практикую в своей работе мини-блиц-опросы, с применением ИКТ. Например закрепление представлений у детей об установлении взаимосвязи между объектами микро- и мезосоциума, определение собственной социальной роли и социальной позиции.
18 слайд
Дети моей группы, теперь уже подготовительной к школе, отлично ориентируются по физической карте Ставропольского края, определяя местоположение родного города по гербу, по надписи, 80 % группы читающие дети.
19 слайд
Не менее интересно проходят блиц опросы и о макросоциоме. Дети рассказывают об истории края, символике, традициях. Речь детей, эмоции говорят о сформированности у них духовных ценностях и нравственных идеалах: любовь к Родине, семье, уважение к труду, милосердие, честность, добро и зло.
20 слайд.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы идет через:
- оформление и пополнение патриотических уголков с российской символикой, символикой родного края и города;
21 слайд
- через оформление музыкально-театрализованных уголков с народными костюмами, инструментами и различными видами театров по сказкам;
- 22 слайд
- мини-музеи с разнообразными экспонатами, фотографиями, макетами, иллюстративным материалом, повышающими интерес к знакомству с родным краем;
23 слайд
- настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи».
24 слайд.
Произведения детских писателей Ставрополья –Пухальской, В. Н. Милославской, Л. Ф. Шубной наполнены вечными вопросами добра и зла, милосердия и сострадания, совести и чести. В разговоре с детьми авторы всегда задают высокий тон общения, которому присущ лирический настрой и доверительная интонация, на которую охотно откликаются и юные сердца, и, умудренные опытом наставники.
24 слайд.
Хотелось бы, уважаемые коллеги, прочесть несколько строк дагестанской писательницы Алиевой Фазу о Светлограде
Светись — и становись из года в год
Счастливых судеб плодоносным садом,
И докажи: не зря тебя народ Назвал так прозорливо — СВЕТЛОГРАДОМ!
25 слайд
Знакомство детей с творчеством писателей и поэтов Ставрополья проходит параллельно со знакомством творчества художников.
26 слайд.
ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации моего опыта работы.
Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения, и прежде всего это близкие люди: родители, бабушки, дедушки. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Я помогаю дошкольникам понять это новое положение, поддерживаю в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызываю у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Опираясь на потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, стараюсь совместно с родителями и другими старшими членами семей воспитанников, обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Совместно с родителями, педагогом-психологом ДОУ создаем ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставим перед ними все более сложные задачи, развивая их волю, поддерживая желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливая на поиск новых, творческих решений: проведение различных конкурсов и выставок, творческих гостиных, совместных походов и экскурсий.
27 слайд.
Не маловажным фактором успешности моей деятельности является сотрудничество с педагогами ДОУ; повышение их интереса к формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников в целом.
28 слайд
Для того чтобы определить эффективность педагогической работы по формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника посредством ознакомления с элементами краеведения, был проведен мониторинг результативности данного опыта работы по целевым ориентирам освоения детьми 6-7 лет.
В результате обработки достижений целевых ориентиров детьми 6-7 лет (17 детей) в апреле 2016 года были получены следующие данные:
- 85 % детей показали высокие результаты;
15% - средние результаты;
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная систематическая педагогическая работа по формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника посредством ознакомления с элементами краеведения воспитует в детях любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем, его природой, культурой, земляками. Закладываются основы гражданственности и патриотизма, при соблюдении основных условий (прописанных в ФГОС ДО, а именно: свободный выбор детьми деятельности, принятие детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Родители охотно стали участниками образовательного процесса: им было предложено участие в развлечениях, в создании развивающей предметно-пространственной среды. Тесное взаимодействие с родителями в этом направлении позволило донести до них важность формирования у детей первичных представлений об отечественных традициях и праздниках и способствовало повышению качества и эффективности образовательного процесса.