Светлана Съедина
Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: личностно-гуманная основа педагогического процесса, индивидуализация обучения и воспитания.
Актуальность. На современном этапе система образования должна обеспечить подготовку людей высокой культуры, квалифицированных специалистов, способных к творческому труду, профессиональному развитию, мобильности в освоении и внедрении новейших научных и информационных технологий. Индивидуальные особенности личности наиболее ярко проявляются в темпераменте, характере, способностях, в познавательной, эмоционально-волевой деятельности, потребностях и интересах. Особенности их проявления зависят от воспитания ребенка. Индивидуальные черты характера, как показывают исследования, достаточно ярко проявляются уже в дошкольном возрасте. Благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка создает индивидуальный подход.
Публикация «Индивидуальный подход в формировании личности дошкольника» размещена в разделах
Индивидуальный подход является залогом эффективности педагогического процесса, базируется на том, что любое образовательное влияние преломляется сквозь призму индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Итак, реализовать индивидуальный подход означает учесть индивидуальное своеобразие, неповторимость каждого отдельного ребенка как личности [3, с. 80].
Цель статьи. Определить особенности организации индивидуального подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Анализ публикаций. Как принцип обучения и воспитания индивидуальный подход не является новым для дошкольной педагогики. Необходимость введения индивидуального подхода отмечали, в частности, Я. Коменский, Ж-Ж. Руссо, Г. Спенсер, В. Белинский, К. Ушинский, В. Сухомлинский и другие педагоги. Однако его сущность всегда остается открытым вопросом для дальнейших научных исследований.
Изложение основного материала. В современном толковании индивидуальный подход рассматривается как психолого-педагогический принцип, предусматривающий такую организацию педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений и семьи, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка и условия его жизни [2, с. 7].
Необходимость применения индивидуального подхода, по мнению Ш. А. Амонашвили, обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы воспитательного воздействия каждый воспитанник реагирует по-разному, в зависимости от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера. Все это приводит к существенным индивидуальным различиям в отношении каждого воспитанника к самим воспитательным воздействиям [1, с. 13].
Личностно ориентированный подход в образовании и воспитании направлен на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, создание чувства защищенности и уверенности в себе. Такой подход предполагает гуманистическую направленность образовательного процесса на личность ребенка, уважение его интересов и достоинства, понимание и принятие, учет его права на свободное развитие, на реализацию собственных потенциальных возможностей, умение взрослого стать на позицию ребенка, установление доверительных партнерских отношений с детьми.
Психолого-педагогические основы индивидуального подхода актуализируются в ряде исследований психологов и педагогов, которые для успешной его реализации определяют перечень психолого-педагогических компетенций воспитателей: во-первых умение видеть в ребенке неповторимую индивидуальность со всем разнообразием качеств и свойств и именно на этой основе моделировать стратегию воспитательного воздействия; во-вторых готовность всячески поддерживать и поощрять ребенка к самостоятельности, независимости, свободе проявления собственных нужд, самоутверждения в ближайшем окружении [3, с. 4].
Индивидуальные характеристики ребенка проявляются в любой момент педагогического взаимодействия: в играх, на занятиях, в общении, в художественной и трудовой деятельности. На этой основе исследователи выделяют различные подходы относительно особенностей организации индивидуального подхода к формированию личности дошкольника. При этом необходимо помнить, что только научно взвешенный индивидуализированный подход к воспитанию детской личности даст эффективные результаты.
Основными дидактическими условиями, которые будут способствовать успешной реализации индивидуального подхода к формированию личности дошкольника являются :
- необходимый уровень сформированности основных компетенций педагога (знание общих закономерностей индивидуального и личностного развития детей дошкольного возраста; владение методами изучения индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития каждого ребенка; способность осуществлять анализ полученной информации; установление прогресса в развитии каждого ребенка; выявление причин возникновения положительных и отрицательных особенностей развития детей; наличие навыков разработки и комплектования индивидуализированных образовательных программ; умение работать в команде специалистов разного уровня; привлечение родителей к образовательному процессу с целью обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания);
- умение сделать обучение по содержанию и степени сложности соответствующим возможностям ребенка;
- сбалансированное применение различные форм, методов и приемов организации учебных занятий;
- наличие необходимого дидактического материала.
Заключение. Реализация индивидуального подхода состоит в выборе таких средств и форм воздействия на ребенка, которые наиболее соответствуют его психологическим особенностям, психическим состояниям, настроениям в данный момент, интересам и предпочтениям, возможностям, благодаря этому обеспечивают оптимальный воспитательный эффект.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - Мн, 1990.- 365с.
2. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2007. - №4.- 32с.
3. Куликова Л. Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. - Хаба