Мясникова
Социализация и воспитание учеников в начальной школе
Социализация и воспитание учеников начальной школы
Каждый учитель мечтает об умных, активных на уроках, честных с друзьями, с одноклассниками, со взрослыми и добрых учениках. Каждый день он стремится, чтобы они продвигались в своем совершенстве.
Публикация «Социализация и воспитание учеников в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одним из составляющих компонентов основной образовательной программы начального общего образования является социальный опыт, развитие и становление личности предусматривает социализацию личности младшего школьника.
Сама социализация подразумевает фомирование человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Социальный компонент образовательной программы включает в себя:
• Сохранение здоровья, безопасность
• Толерантность
• Навыки самоорганизации
• Проявление творчества и инициативы в реализации поставленных задач
• Общественно значимые действия
• Оценка собственных действий и других действий с точки зрения общепринятых норм поведения в обществе.
Проблема социализации ребенка младшего школьного возраста на сегодняшний день является одной из главной, так как во-первых, меняется социальная ситуация развития ребенка; во-вторых, связано с реформой образования; в-третьих, увеличиваются социально-педагогические проблемы детей.
Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Социализация личности начинается с рождения ребенка и до зрелости. В семье он получает первые элементарные сведения, затем его знания пополняются в школе, являющейся вторым, по значимости институтом социализации и выступает для ребенка «подлинной моделью общества». Приобретенные задатки социализации в семье, в школе ребенку передается вся система социальных требований.
Школа является первым полноценным институтом социализации личности, позволяющим развиваться новым чувствам и привязанностям, которые выходят за пределы семейных отношений и имеют гораздо более широкий социальный спектр действий.
Одной из важнейших функций школы является привитие культуры поведения, ощущения себя в социуме, сострадания и чуткости.
Ребенок учится, играя, и получает опыт трудовой и учебной деятельности вместе с мотивацией к достижению успехов.
Важнейшим преобразованием характера в возрасте младшего школьника является трансформация поведения от непосредственного к осознанному. В это время ребенок начинает учиться ставить цели и уже в зависимости от них планировать модель поведения. У него появляется новый уровень организации формирования потребностей, что также может являться важным показателем развития личности.
Для детей младшего школьного возраста характерен процесс дальнейшего совершенствования эмоциональной регуляции поведения на произвольном уровне. Ребенок начинает осознавать себя не изолированно, а в контексте и комплексе человеческих отношений. Он начинает отождествлять себя в качестве существа общественного. Таким образом, в процессе социализации формируется наибольшая степень успешности для конкретного индивида, а также самоощущение его и удовлетворенность жизнью.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства и кино;
• традиционных российских религий;
• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей малой родины;
• истории своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Таким образом, содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности.
Таким образом, можно сказать, что процесс социализации для детей младшего школьного возраста – это приобретение опыта отношений в социуме и освоение тех социальных ролей, которые характерны для различных сфер деятельности. В процессе общения и самопознания, с помощью освоения и узнавания ребенком опыта межличностного взаимодействия, при обогащении его новыми знаниями и происходит процесс социализации. Ве это способствует готовности ребенка к осуществлению социальных действий.