Киселёва Татьяна Викторовна
Социализация и установление сотрудничества на коррекционных занятиях учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Практика работы в школе с детьми различного профиля ОВЗ предполагает установление доверительных отношений, которые дети переносят на общение с окружающими их людьми, как детьми, так и взрослыми.
Не всегда ребёнок идёт на занятие с охотой. Часто он не хочет идти туда, где заставляют выполнять какую – либо работу. Чтобы работа дефектолога была эффективна, необходимо выстроить доверительные отношения с ребёнком.
Установление сотрудничества совместно с игровой деятельностью зависит от навыков дефектолога.
Публикация «Социализация и установление сотрудничества на коррекционных занятиях учителя-дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основные навыки, которых должен придерживаться учитель, при работе с детьми с РАС, УО:
1. Близость – инструктор находится на расстоянии вытянутой руки
2. Похвала – (хвалить) специфическая для поведения похвала
3. Вербальное отражение (когда ребёнок повторяет вокализации за инструктором)
4. Имитирование (имитирует жесты инструктора)
5. Комментирование (описывает действия инструктора)
6. Инициация (предлагает игрушки)
7. Творение (изобретает новые действия с предметами)
Почему эффективно сочетание игровых упражнений и работы дефектолога?
1. Инструктор ассоциирует себя с высокими мотивационными стимулами и его присутствие становится желаемым
2. Предъявление инструкций связано с ухудшением ситуации с точки зрения ребёнка, а с помощью игры мы улучшаем ситуацию
3. Игра перед занятием насыщает ребёнка вниманием и желаемой деятельностью, снижает вероятность возникновения неприемлемого поведения в ситуации ухудшения условий
4. Работает поведенческий импульс: кооперация ребёнка с инструктором во время игры распространяется на дальнейшую работу с инструктором
Данные инструкции работают только при постоянном их применении, тогда у ребёнка на подсознании формируется положительное отношение к учебной деятельности, формируется доверие к учителю и мотивация к обучению. Только после этого можно приступать к серьёзной коррекции и работе.
Чтобы занятия проходили без серьёзного неприемлемого поведения, в самом начале занятия выявляется функция этого поведения и применяются вмешательства, ограничивающие эту функцию.
Дефектологу важно не допускать ошибки в обучении детей с функцией неприемлемого поведения, допускается варьирование темы и предъявляемых инструкций в зависимости от диагноза и особенности развития ребёнка.
Материал составлен на основе протокола Шиллингсбург М. А., Хэнсен Б., Райт М.
«Установление сотрудничества и постепенное наращивание инструкций перед обучением отдельными блоками: переход от направляемой ребёнком игры к интенсивному обучению»