Анастасия Конова
Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых (Корчак Я.)
Социализация – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, происходящее под влиянием воспитательной и образовательной деятельности.
ФГОС ДО определяет для нас, педагогов, обязательный минимум требований к социально-личностному развитию воспитанников в содержании программы, реализуемой в ДОО. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Образовательная программа ДО должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Социальное развитие детей - это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя культурные навыки, специфические знания, знакомство с традициями, обрядами и правилами, социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе.
Успешная социализация дошкольников происходит, несомненно, в условиях детской игры, в которой дети, начиная уже с младшего возраста, знакомятся с миром взрослых, их деятельностью, традициями, стереотипами. Однако в настоящее время дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры. Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой»детей к школе. ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.
С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным. Но ведь именно детство – самый важный этап жизни, на котором ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений (виды деятельности, общественные функции людей). Ребенок желает включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Ребенок стремится к самостоятельности, но ему это недоступно. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников. В игре ребенок формируется как личность, у него формируются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка :
- любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
- игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
- практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
- спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером (в младшем возрасте – педагогом, в старшем -ребенком лидером, входящим в круг предпочитаемых);
- возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
- успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
- через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
- сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для более качественных и высоких взаимоотношений детей и способствуют процессу социализации детей.
Рекомендации педагогам ДОО по использованию сюжетно-ролевой игры как средства успешной социализации дошкольников :
- использовать для сюжетно-ролевой игры любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером после сна);
- при проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации (у застенчивых детей выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки с целью улучшения их положения в системе межличностных отношений);
- хвалить детей за положительное поведение в игре;
- поручать неуверенным в себе детям интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
- ориентировать детей не только на собственные игровые действия, но и на отношения с партнерами (проявление интереса и внимания к партнеру на протяжении всей игры).
Принципы игрового действия, обеспечивающие социальное развитие личности :
- игра является ведущим видом деятельности дошкольников, поэтому необходимо реализовывать природную потребность ребенка в игровом действии;
- любая сюжетная игра должна быть ориентирована на добровольность участия каждого дошкольника;
- роли в игре не назначаются взрослым, а выбираются самими играющими по желанию, поскольку являются игровой позицией ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном образе;
- необходимо помнить, что у игры своя особая пространственно-временная организация. Она искусственна, идеальна, поскольку условна.
- сюжетная игра имеет свои установки, цели и задачи. Поэтому соблюдение правил в конкретной сюжетной линии является залогом ее успешности.
- игра всегда конкретна, ситуативна, уникальна, неповторима. В связи с этим, сопровождение игрового процесса позволит педагогам провести прямое или косвенное наблюдение за дошкольниками, отметить индивидуальные проявления участников игры, их личностные позиции, актуализировать в дальнейшем перенос социальных навыков в реальную жизнь.
Таким образом, систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника. Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника. Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Список литературы.
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Пашкевич Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Волгоград, 2012.
3. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. С-Пб. : Речь, 2010.
4. https://kindergenii.ru/
5. https://festival.1september.ru/