Ирина Куликова
Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа «Каруселька»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
Куликова И. Н., Жигалова Н. Ю.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих формирование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни (Н. Ф. Голованова).
Публикация «Социализация дошкольников посредством библиотечного клубного часа „Каруселька“» размещена в разделах
По мнению Ф. А. Мустаевой, к. п. н., профессора, социализация – это процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром. Л. В. Мардахаев, д. п. н., профессор, определяет социализацию как процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. А. В. Мудрик, д. п. н., профессор, обозначает социализацию и ее соотношение с воспитанием как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. М. А. Галагузова, д. п. н., профессор, академик Академии социального образования, представляет процесс социализации как процесс вхождения ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыты (в виде знаний, ценностей, правил поведения).
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
• коммуникативного (овладение языком и речью);
• познавательного (освоение определенного круга знаний об окружающей действительности);
• поведенческого (усвоение индивидуумом модели поведения);
• ценностного (отношение индивидуума к ценностям общества).
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Ребенок овладевает речью, навыками, знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности потребности, закладывается характер. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре (Л. В. Коломийченко «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста»).
Достичь положительных результатов социализации дошкольников было бы невозможно без активного взаимодействия с социумом, что наиболее важно для старшего дошкольного возраста.
Большое значение в процессе повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения принадлежит литературному искусству.
Опыт взаимодействия между дошкольной группой МБОУ СОШ № 39 г. Белгорода и библиотекой - филиалом № 15 ЦБС г. Белгорода начал складываться с момента её открытия в 2013 году. В результате сотрудничества, на базе библиотеки был организован библиотечный клубный час «Каруселька».
Целями создания библиотечного клубного часа «Каруселька» являются:
• организация досуговой деятельности и проведение совместных мероприятий детей старшего дошкольного возраста и взрослых;
• пропаганда русской, российской классической и современной литературы, направленной на реализацию ценностных интересов и потребностей дошкольников.
Библиотечный клубный час «Каруселька» предполагает решение следующих задач:
• духовно- нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, готовности к достойному служению обществу и государству, выполнению обязанностей граждан Отечества;
• утверждение в обществе уважительного отношения к традициям и истории России и родного края;
• экологическая направленность в обществе бережного отношения к природе, по охране окружающей среды и животного мира;
• совершенствование литературно - художественно –эстетического вкуса, стремление ценить прекрасное;
• повышение культурного уровня и образованности детей;
• литературное просвещение, распространение интереса детей к литературно-художественному искусству.
Реализация задач проводится под девизом: «Вместе читаем - вместе отдыхаем».
Совместно разработан график посещения, который не противоречит методическим рекомендациям в соответствии с развитием и возрастом детей по нормам СанПиН. Библиотечный клуб ведет работу в течение учебного года с октября по июнь 1 раз в два месяца. Длительность мероприятия с дошкольниками рассчитана на 30-35минут.
Работа библиотечного клубного часа ведё тся по следующим направлениям: «Юный краевед», «Великая кругосветка», «Былые времена», «В союзе с природой», «Мир твоих увлечений», «Литературный калейдоскоп».
Совместное составление плана работы педагогов дошкольной группы МБОУ СОШ № 39 г. Белгорода и сотрудников библиотеки – филиала № 15 ЦБС г. Белгорода позволило определить основную цель и задачи дальнейшей работы, наметить мероприятия для детей на текущий учебный год. В плане работы клуба : знакомство и обсуждение с художественно - научными и популярными произведениями, проведение познавательно - занимательных игр, викторин, конкурсов, турниров – эрудитов, мастер- классов, просмотр познавательных программ, мультипликационных фильмов, встречи с белгородскими писателями и поэтами.
Особая роль библиотечного клубного часа раскрывается в предоставлении разнообразной информации, в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию культурных традиций, приобщению детей к художественному наследию, в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотечного клубного часа состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через знакомство и чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его социокультурным особенностям.
Мероприятия для дошкольников и младших школьников проводятся в виде патриотических акций, музыкально-литературных гостиных, творческих встреч с Белгородскими поэтами и писателями, календарных праздников, таких как:
• организация книжных тематических выставок: «Книжная вселенная Детства», выставка-экспозиция «Богатырская наша сила», выставка-знакомство «России верные сыны», «В сердцах и книгах память о войне»;
• проведение экологических праздников «Зеленый мир»; познавательное путешествие «От муравьишки до слонишки», посвященное 125-летию В. В. Бианки; эколого-краеведческая игра-викторина «Я на этой земле родился»;
• час экологии «Про леса и лесные чудеса», инсценировки по книгам Н. Сладкова
• час народных традиций «Кузька сундук открыл, новой сказкой удивил»;
• организация книжно – иллюстрационной выставки православной литературы «Пусть не гаснет свеча духовности» и праздник «День православной книги»;
• организация акций: «Прочтите это немедленно», «Экосумка вместо пакета», «Читаем детям о войне», «Дарите книги с любовью», «В библиотеку вместе с родителями»;
• организация книжных недель с театрализованными праздниками: «Книжное царство – мудрое государство», литературно-игровая программа «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» и конкурс рисунков - «Я рисую сказку» (к 210-летию А. С. Пушкина); выставки книг к 110-летию А. Л. Барто в 2016 году; к 105-летию С. Михалкова в 2018 году, инсценировки по произведениям; к 125- летию В. В. Бианки, к 140-летию русского писателя, фольклориста П. П. Бажова; к 250 - летию русского поэта, баснописца, И. А. Крылова, к 195 - летию русского писателя, педагога К. Д. Ушинского, к 115- летию русского писателя Н. К. Чуковского в 2019 г.
• познавательно-игровая программа «Первые защитники на Руси - славные богатыри», конкурс «Маленькие защитники Родины»;
• организация мультипликационных показов «Из книжки на экран» с проведением викторин «Мы эту сказку видели в мульфильме»;
• организация встреч с интересными творческими людьми, белгородскими писателями и поэтами, деятелями культуры и искусства- «Прогулки по литературному Белгороду».
Для участия в мероприятиях и акциях патриотического направления приглашаются дети с родителями, ветераны труда, ветераны - дети войны. Такие встречи подтверждают преемственность поколений и передачу традиций. Для встреч с юными читателями в библиотеке созданы все условия - есть самостоятельное просторное помещение с необходимым оборудованием: столы, стулья, удобные кресла - трансформеры, ковровое покрытие. В распоряжении дошколят : игровой инвентарь, настольные игры, книги и журналы, атрибуты для театрализации. Выделен компьютерный уголок с доступом к интернету - популярным литературным сайтам. Для детей создана комфортная безопасная развивающая среда, которую высоко оценили родители - читающие семьи. Многие мамы с детьми теперь гораздо чаще проводят здесь свободное время.
Семьи, в которых любят читать, - могучие проводники книжной и литературной культуры. Библиотечный клубный час вызвал большой интерес не только у детей, но и у их родителей. Работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Они являются нашими союзниками и единомышленниками.
Одной из форм работы клубного часа в библиотеке является ежегодный форум читающих семей «Чтение – дело семейное», которые собираются здесь, чтобы поделиться своим опытом приобщения детей к чтению, рассказать о своих любимых книгах, порадовать всех собственными литературными трудами. Радует то, что родители активнее стали посещать с детьми библиотеку, возвращаются в нее не за развлечениями, а за теплой, дружественной беседой о книгах, о жизни, человеческим общением. Ежегодной традицией стало церемония вручения дипломов «За тягу к чтению».
Данный опыт работы дает положительные результаты, поэтому вошел в традиции дошкольной группы МБОУ СОШ № 39. Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы добились положительных результатов не только в воспитательно-образовательном процессе, но в социализации наших детей.
Включение детей старшего дошкольного возраста в социальную жизнь происходит значительно легче, дети быстрее усваивают правила поведения в обществе, приобретают начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую систему социализации личности в гражданском обществе, проявляют инициативу в организации взаимодействия с окружающим миром. Они умеют слушать и слышать взрослых и друг друга, вежливо обращаться и уступать, находить общие интересы и просто общаться. Посредством библиотечного клубного часа «Каруселька» осуществляется распространение интереса к книжному чтению и литературному искусству, совершенствование эстетического, нравственного, патриотического, эстетического воспитания, что является нормальным
«врастанием» ребенка в культуру.
Продолжением деятельности библиотечного клубного часа «Каруселька» является организация детских выставок изобразительного, художественно-прикладного творчества, как в детском саду, так и в других общественных местах.
Литература
1. Галагузова М. А. и др. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений. -М. : Владос, 2001.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студентов, - СПб. : Речь, 2004.
3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учеб. -М. : Гардарики, 2005.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов// под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. _М. : Академия, 2000.
5. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. –М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.