Оксана Онищенко
Социализация детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами игровой деятельности
Онищенко О. А., воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 34 «Радость», г. Ставрополь
Аннотация: Теоретическое изучение и практическая эффективность формирования детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами игровой деятельности.
Публикация «Социализация детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами игровой деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: аутический спектр, аутисты, дошкольный возраст, игровая деятельность, социализация.
Socialization of older preschool children with autism spectrum disorder by means of play activities
Onishchenko O.A., educator of MBDOU
«Kindergarten No. 34 «Joy», Stavropol
Abstract : Theoretical study and practical effectiveness of the formation of older preschool children with autism spectrum disorder by means of play activities.
Keywords : autistic spectrum, autistic people, preschool age, play activity, socialization.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Компетентное и продуманное сочетание традиционных и инновационных технологий оказывает содействие развитию у детей познавательной инициативности, мотивации. В обучении детей с РАС игровые технологии являются главными.
Одной из основных задач при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями, является их социализация. Если норма для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к особенному ребенку погружение в мир – это кропотливый труд, процесс и следствие которые зависят от тех обстоятельств, которые формируют для этого взрослые. Часто мир для них выглядит устрашающим и трудным или же наоборот, они чрезмерно доверчивы и наивны.
Социализация детей - это разносторонний процесс изучения опыта социальной жизни, содержит в себе главные нормы человеческих взаимоотношений, общественных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Наиболее сложно проходят процессы социализации у детей с расстройством аутистического спектра.
Учитывая разнообразие аутистических расстройств у дошкольников и их проявлений, нужен комплексный подход к процессу общественной адаптации. В первую очередь необходимо ввести предметные игры, которые помогут находить контакт со взрослым для совместной игры. К таким играм можно причислить – отдаю: катание машинок, перекатывание и перекидывание мяча, бадминтон и прочее. С помощью таких игр создается прообраз диалога, поддержание связи с партнёром.
В Российской Федерации в последнее время всё большее число родителей сталкиваются с серьё зной проблемой: их детям ставят диагноз расстройство аутистического спектра. По достоверной информации ВОЗ, количество детей с заключением РАС растёт на 13 процентов в год. Расстройство аутистического спектра – самое часто встречающееся нарушение развития. Важнейшие проблемы, касающиеся поддержки в социализации детей с аутизмом очень существенны и жизненны для многих семей, проживающих на территории РФ. Дети с расстройством аутистического спектра составляют наиболее трудно социализируемую группу детей с ОВЗ
Детский аутизм - тип общего нарушения развития, который определяется наличием:
а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет;
б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.
Атипичный аутизм - тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма.
У большинства детей с РАС, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социальными навыками вызывает существенные (иногда почти непобедимые) трудности. Основными проблемами социализации детей с расстройствами аутистического спектра являются : не правильное восприятия внешних раздражителей.
У детей с РАС замечается полное отсутствие или небольшая потребность в контактах со ровесниками, нет модуляции поведения в социально - бытовых ситуациях. Отклонение от нормы или полное отсутствие речи усугубляют процесс взаимодействия с окружающими, дошкольники часто не пытаются компенсировать невербальными средствами общения : мимикой, жестами. Наблюдается поглощённость и односторонность интересов.
Очень важным в успешной социализации ребенка с РАС будет играть междисциплинарная команда, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС. В такую команду входят: воспитатель, педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования.
Коррекционно - развивающая работа с детьми с РАС призывает взрослого иметь больше терпении, та, как не возможно избежать в ней периодов спада, регрессии, тем не менее при адекватной коррекционной помощи дети преодолевают свои страхи перед обучением, контактом с окружающим миром, они становятся более открытыми, начинают вступать в общение.
Самые распространенные затруднения заключаются в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не выражает видимого интереса к нему.
Если ребенок не концентрирует внимания на игру и не желает принимать в ней участия – ни в коем случае не настаиваем и не напрашиваемся. Часто случается, что игра ребенку нравится, но по виду он остается бездейственным. Продолжаем осуществлять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Даем своему подопечному возможность подробно рассмотреть игру издали, чтобы в дальнейшем подсоединиться в нее.
Также возникают и другие проблемы:
У дошкольник вызывает страх новых ярких сенсорных чувств. Поэтому предлагать новое следует понемногу и незначительными дозами;
требует воспроизводить какое-то игровое действие снова и снова. Стремимся не сопротивляться его просьбам, чтобы он смог целиком прочувствовать элемент игры, но при этом быть наготове, чтобы полезная игра не перешла в очередную безрезультатную стереотипию;
не понимает сюжета игры. Чтобы избежать этого, разрабатываем элементарные сюжеты, не занимающие много времени.
В процессе формирования игровых сюжетов ребенок может настойчиво избегать или решительно не воспринимать какую-то из версий игры. Следует быть расположенным к этому и вовремя трансформировать игровые модели, предлагая свежие, более увлекательные ребенку варианты.
Одно из главных нарушений, характеризующих детей с расстройствами аутистического спектра – несформированность у них навыков общественной игры. Вместе с тем, успешность социализации при аутизме во многом зависит от уровня усвоения ребенком социальноигровых навыков. Социализация более благополучна в том случае, когда ребенок вовремя изучил основные способы игрового взаимодействия. Для этого необходима целеустремленная, регулярная коррекционная работа, которая содержит следующие направления:
Формирование разделенного интереса;
Вырабатывание навыков параллельной игры
Параллельная игра с применением собственных игровых материалов;
Параллельная игра с частичным применением общих игровых материалов.
Формирование навыков хороводных игр и игр в кругу;
Формирование навыков игры с переходом ходов;
Формирование умения делиться игровыми материалами;
Формирование навыков игрового сотрудничества.
Для развития социальной игры используются разнообразные организационные формы работы.
В процессе формирования игровых сюжетов ребенок может настойчиво избегать или ультимативно не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку варианты.
Литература.
1. Гильберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М. : Владос., 2002. 144 с.
2. Гулевич О. А. Психология коммуникации. М. : ООО «ЭлитПолиграф», 2007. 384 с.
3. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
4. Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». М. : В. Секачёв, 2001. 80 с.
5. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка М. : АПН РСФСР, 1939. 210 с.
6. Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М. : Образование Плюс, 2006. 120 с.
7. Лубовский В. В. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.
8. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 208 с
9. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы/ материалы II всероссийской (заочной) научно- практической конференции. Барнаул, 2017. 345 с.
11. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С. В. Алехина// Под общ. ред. Н. Я. Семаго. М. : МГППУ, 2012. 80 с.
12. Певзнер М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М. : Педагогика, 1982. 104 с.
13. Рубенштейн С. Я., Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей // Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М., 2006. 204 с.
14. Роджерс С. Дж., Доусон Дж., Висмара Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 416 с.
15. Специальная педагогика/под ред. Н. М. Назаровой. М. : Академия, 2002. 365 с.
16. Саблина Л. С., Синев В. Н. Организация воспитательной работы с умственно - отсталыми детьми. М. : Просвещение, 2009. 314 с.
17. Социализация детей с Рас с помощью игровой деятельности [Электронный ресурс] https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=896272 (дата обращения 10.11.2022)
18. Фрост Лори, Бонди Энди Система альтернативной коммуникации с помощью карточек. М. : РБОО «Центр лечебной педагогики» 2011, 398 с.
19. Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорев А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А. В. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.125 с.