людмила дементьева
Социализация детей с тяжелыми нарушениями в условиях реализации проекта «Я, ты, мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель дошкольного учреждения.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Актуальность данной темы обусловлена тем, что основы успешной социализации личности заложены именно в детстве.
В поисках новых современных форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствовали успешной социализации детей-дошкольников был разработан проект «Я, ты, мы».
Цель проекта : формирование у детей с ТНР социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми, социумом.
Задачи:
1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России»;
4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Качества, приобретенные ребенком в результате реализации проекта
Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (отношениям, предметам, вещам).
Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире.
Определила направления своей деятельности по 4 направлениям:
«Я и Я» : развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол).
«Я и другие» : развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; формирование внимательного, дружеского, уважительного отношения к окружающим людям, друг к другу, между детьми различного пола и возраста.
«Я и мои эмоции» : знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
«Я и моя семья осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
В процессе разработки проекта использовались авторские технологии Гришаевой H.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», Пазухиной И. А. «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет», которые не только были близки нашим идеям, но и стали основой реализации проекта и помогли достичь эффективных результатов.
В проект включены следующие современные технологии социализации дошкольников : «Гостевые дни» «Развивающее общение», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети волонтеры», «Социальные акции».
«Гостевые дни» проводили 1 раз в месяц, в разных формах: игровой, мастерские, клуб по интересам. Общая организация «гостевых дней» : В день проведения мероприятий на дверях каждой возрастной группы вывешивается название «гостевого дня» Встречи длятся 1 час, После полдника дети с воспитателем собираются в круг, вспоминают правила поведения, самостоятельно планируют: кто куда пойдет или останется в группе.
Правила поведения детей во время «Гостевого дня» :
1. «Говори, „здравствуйте" и „до свидания", когда входишь в другую группу.»;
2. «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;
3. «Не отнимай игрушку у другого ребёнка, если он взял её первым»;
4. «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время организации мастерской»;
5. «Говори спокойно»;
6. «Ходи спокойно»;
7. «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал».
Для поддержания выполнения детьми правил поведения введена система «трех кружков». Если ребенок нарушает правило, забирается один кружок и, он возвращается в группу. Если у ребенка к концу дня не остается один или ни одного кружка, в следующий раз он остается в группе (Н. П. Гришаева). Это дисциплинирует дошкольников, формируя качества самоконтроля, ответственности, самостоятельности.
Технология «Рефлексивный круг» направлена на совместное общение детей и взрослого по поводу происходящих событий. Для того чтобы эта технология работала наиболее эффективно, ежедневно в группе после завтрака со всеми детьми проводили «Ежедневный рефлексивный круг» Вопросы, обсуждаемые во время «Ежедневного рефлексивного круга» : «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?». Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, создавали определё нный психологический настрой: включали медитативную музыку, в центр круга располагался шар-фонарик, который дети передавали друг другу во время ответов на вопрос.
«Рефлексивный круг» проводили после проведения «гостевого дня» с детьми проходило обсуждение, в какие игры играли, что больше всего запомнилось, с кем подружились, какие мастерские посетили, чему новому научились, хотели бы еще раз попасть туда, удалось ли соблюдать правила поведения, если нет, что помешало. а так же если в группе произошло какое-то происшествие.
Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали. Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть как будем разрешать их и во взрослой жизни.
Технология «Развивающее общение» направлена на развитие саморегуляции поведения, поскольку позволяет детям, если не полностью, то в большей степени самостоятельно решать возникшие проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях. Технология имеет свое преимущество: Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника. Во-вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что, в свою очередь, ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения. В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом. В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт.
Важно научить ребенка не бояться высказать то, что он чувствует в момент конфликта и направить его на рефлексию своих чувств, осознание своего поступка. Мы учили детей лучше понимать себя и соответственно реагировать, при этом не предлагали своё решение, предоставляли возможность обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих. для решения конфликтных ситуаций использовали «коврик мира», «куб-мирилку», алгоритм «Наши правила», «кресло-размышления».
Использование технологии «Развивающее общение» существенно понизило уровень агрессивности в общении детей, особенно у мальчиков. Значительно чаще дети стали обращаться к воспитателю за советом, а не только с жалобой, что повысило эмоциональный комфорт в общении, способствует эмоциональной защищённости каждого ребёнка.
Дети – волонтеры» - разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Технология «Дети-волонтеры» направлена на оказание воспитанниками помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста, формирования чувства ответственности и самостоятельности. В рамках реализации этой технологии дети показали театрализованные сказки, организовывали концерты-выступления, помогали малышам одеться на прогулку, чистили участок от снега, ремонтировали детские книжки, проводили зарядку в летний период на участке.
«Социальная акция» — современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада.
«Спасибо за победу», посвященная дню Победы родители и дети изготовили поздравительные открытки для ветеранов,было организовано возложение цветов к памятнику погибшим защитникамгопрда, оформили альбом «Спасибо за победу!» с фотографиями членов семей, участвовавших в в Великой Отечественной войне.
Акции в рамках программы безопасности «Безопасное кресло», «Светоотражающие стикеры», «А у нас на кухне газ! с раздачей буклетов жителям города, экологические акции: «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек и распространением среди жителей города, «Росток» озеленение территории Детского сада.
Обеспечению успешной социализации ребенка и проживанию радостного и содержательного периода дошкольного детства способствовала созданная в группе развивающая предметно - пространственная среда. В условиях реализации проекта созданы центры «Уединения и психологической разгрузки», где ребенок имеет возможность для релаксации и стабилизации эмоционального состояния; центр «Эмоций и настроения» (физиологическое воздействие цвета, запаха, музыки в организации жизнедеятельности ребенка).
С помощью данных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, ребенок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей.
У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.